Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года No47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Раздел 2 Положения содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение, Раздел 3 Положения (пункты с 33 по 40) непосредственно устанавливает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 12 указанного Положения (Раздел 2) предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в однои двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно п.33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).
При этом, в силу п.41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в однои двухэтажном жилом доме.
Ссылок на иные основания для признания жилого помещения непригодным для проживания Заключение межведомственной комиссии не содержит.
Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в частности: составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п.52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года No47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Раздел 2 Положения содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение, Раздел 3 Положения (пункты с 33 по 40) непосредственно устанавливает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 12 указанного Положения (Раздел 2) предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в однои двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно п.33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).
При этом, в силу п.41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в однои двухэтажном жилом доме.
Ссылок на иные основания для признания жилого помещения непригодным для проживания Заключение межведомственной комиссии не содержит.
Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в частности: составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п.52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В случае если органам местного самоуправления федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.19 Федерального закона No131-ФЗ переданы отдельные государственные полномочия, эти органы будут исполнять переданные функции. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться на неограниченный срок, либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных полномочий.
При этом наделение органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Так, невозможна передача органам местного самоуправления осуществления полномочий, непосредственно закрепленных Федеральным законом об объектах культурного наследия за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия.
В случае передачи государственных полномочий в области культуры (организация библиотечного обслуживание населения субъектами Российской Федерации, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства), органы местного самоуправления будут учреждать муниципальные организации культуры. Это не нарушит установленного распределения вопросов ведения различных муниципальных образований, так как указанное учреждение организаций культуры произойдет не в рамках осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, а в рамках осуществления ими отдельных государственных полномочий.
В соответствии с Федеральным законом No199-ФЗ, органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст.19 Федерального закона No131ФЗ, с осуществлением расходов за счет бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Финансирование данных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 части 1 статьи 50 Федерального закона No131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что это имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, созданными в порядке осуществления указанных полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных полномочий.
При этом наделение органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Так, невозможна передача органам местного самоуправления осуществления полномочий, непосредственно закрепленных Федеральным законом об объектах культурного наследия за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия.
В случае передачи государственных полномочий в области культуры (организация библиотечного обслуживание населения субъектами Российской Федерации, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства), органы местного самоуправления будут учреждать муниципальные организации культуры. Это не нарушит установленного распределения вопросов ведения различных муниципальных образований, так как указанное учреждение организаций культуры произойдет не в рамках осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, а в рамках осуществления ими отдельных государственных полномочий.
В соответствии с Федеральным законом No199-ФЗ, органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст.19 Федерального закона No131ФЗ, с осуществлением расходов за счет бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Финансирование данных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 части 1 статьи 50 Федерального закона No131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что это имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, созданными в порядке осуществления указанных полномочий.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают размеры должностных окладов своих работников и виды надбавок к ним. В пределах утвержденного фонда оплаты, выделенного на содержание аппарата управления возможно принятие на работу того количества работников, которое необходимо для эффективной работы муниципалитета (учитывая, что, если увеличивается количество работников, то уменьшается средний размер их должностных окладов).
Поскольку администрация поселения является юридическим лицом, а в уставе поселения заложена норма, что в случае временного отсутствия главы поселения, его полномочия выполняет заместитель главы администрации поселения, рекомендуется наделить одного из работников администрации полномочиями заместителя главы администрации с правом второй подписи на финансовых документах.
В соответствие с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, должность заместителя главы администрации поселения отнесена к категории старших муниципальных должностей. К старшим муниципальным должностям предъявляется следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» или образование, считающееся равноценным, а также стаж работы по специальности не менее трех лет.
Поскольку администрация поселения является юридическим лицом, а в уставе поселения заложена норма, что в случае временного отсутствия главы поселения, его полномочия выполняет заместитель главы администрации поселения, рекомендуется наделить одного из работников администрации полномочиями заместителя главы администрации с правом второй подписи на финансовых документах.
В соответствие с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, должность заместителя главы администрации поселения отнесена к категории старших муниципальных должностей. К старшим муниципальным должностям предъявляется следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» или образование, считающееся равноценным, а также стаж работы по специальности не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 No903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 No485 в данные Правила было внесено изменение, в соответствии с которым критерии, применяемые при разграничении обязательств, устанавливаются комиссией для составления и подписания передаточного (разделительного) акта, а не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как было указано прежде. Также согласно п.6 Правил при разграничении обязательств могут учитываться такие критерии, как объем доходов либо расходов местного бюджета на душу населения, численность населения муниципального образования, целевое назначение заемных средств и другие.
Возможно ли участие муниципальных учреждений и предприятий в размещении муниципального заказа?
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
При этом участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В связи с этим, муниципальные предприятия и муниципальные учреждения могут являться участниками размещения заказов. При этом необходимо также учитывать, что согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
При этом участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В связи с этим, муниципальные предприятия и муниципальные учреждения могут являться участниками размещения заказов. При этом необходимо также учитывать, что согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно нормам ст.142.3 Бюджетного кодекса РФ городские, сельские поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No131-ФЗ), должны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района. При этом цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования указанных межбюджетных субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. В соответствии с ч.2 ст.65 Федерального закона No131-ФЗ поселения, входящие в состав муниципального района, перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных данным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Из указанных положений законодательных актов следует, что уставом муниципального района могут устанавливаться случаи, когда указанные субсидии должны перечисляться из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов, а также цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования данных субсидий. В то же время данные положения также указывают, что вопросы местного значения межмуниципального характера должны определяться непосредственно Федеральным законом No131-ФЗ. В действующей редакции Федерального закона No131-ФЗ вопросы местного значения межмуниципального характера не определены.
В связи с этим полагаем, что в настоящее время отсутствуют достаточные правовые основания для перечисления указанных субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов.
Из указанных положений законодательных актов следует, что уставом муниципального района могут устанавливаться случаи, когда указанные субсидии должны перечисляться из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов, а также цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования данных субсидий. В то же время данные положения также указывают, что вопросы местного значения межмуниципального характера должны определяться непосредственно Федеральным законом No131-ФЗ. В действующей редакции Федерального закона No131-ФЗ вопросы местного значения межмуниципального характера не определены.
В связи с этим полагаем, что в настоящее время отсутствуют достаточные правовые основания для перечисления указанных субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов.
Может ли один гражданин расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?
В соответствии с избирательным законодательством один гражданин имеет право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать может только за одного кандидата.
Согласно ч.1 ст.52 Федерального закона No131-ФЗ порядок разработки, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, являющихся составной частью бюджетов поселений, определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов, может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ,
в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абз.1 ч.4 ст.51 Федерального закона No131-ФЗ).
В случае если вышеприведенные меры по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов окажутся недостаточными, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, не увеличивая налоговое бремя для населения муниципального образования. Тем более, что налоговые полномочия органов местного самоуправления в отношении установления и введения местных налогов ограничены Налоговым кодексом РФ. При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абз.5 ч.4 ст.12 Налогового кодекса РФ).
в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абз.1 ч.4 ст.51 Федерального закона No131-ФЗ).
В случае если вышеприведенные меры по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов окажутся недостаточными, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, не увеличивая налоговое бремя для населения муниципального образования. Тем более, что налоговые полномочия органов местного самоуправления в отношении установления и введения местных налогов ограничены Налоговым кодексом РФ. При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абз.5 ч.4 ст.12 Налогового кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 No903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 No485 в данные Правила было внесено изменение, в соответствии с которым критерии, применяемые при разграничении обязательств, устанавливаются комиссией для составления и подписания передаточного (разделительного) акта, а не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как было прежде. Также согласно п.6 Правил при разграничении обязательств могут учитываться такие критерии, как объём доходов либо расходов местного бюджета на душу населения, численность населения муниципального образования, целевое назначение заёмных средств и другие.
Какие органы и учреждения могут образовывать межмуниципальные объединения?
Часть 4 статьи 8 федерального закона No131-ФЗ предусматривает возможность учреждения в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения.
Однако такие организации могут быть созданы только в случае, если их функции относятся к вопросам местного значения каждого из муниципальных образований, учреждающих соответствующую организацию.
Иное нарушит компетенцию органов местного самоуправления, следующую из статей 14-17 Федерального закона.
Однако такие организации могут быть созданы только в случае, если их функции относятся к вопросам местного значения каждого из муниципальных образований, учреждающих соответствующую организацию.
Иное нарушит компетенцию органов местного самоуправления, следующую из статей 14-17 Федерального закона.
В соответствии с федеральным законом No131-ФЗ, административный центр – населенный пункт, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган муниципального образования. Административный центр устанавливается для сельских поселений, состоящих из нескольких населенных пунктов, и для муниципальных районов.
Вопрос о расположении представительного органа одного муниципального образования на территории другого может возникнуть только в том случае, когда существует целесообразность расположения представительного органа муниципального района на территории города, являющегося городским округом. По нашему мнению, федеральный закон не содержит норм, которые ограничивали бы такую возможность.
Вопрос о расположении представительного органа одного муниципального образования на территории другого может возникнуть только в том случае, когда существует целесообразность расположения представительного органа муниципального района на территории города, являющегося городским округом. По нашему мнению, федеральный закон не содержит норм, которые ограничивали бы такую возможность.
Содержание понятия транспортная доступность в федеральном законе No131-ФЗ не определена. Вместе с тем, поскольку федеральным законом организация транспортного обслуживания населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, под данным понятием следует понимать транспортную доступность средствами маршрутного общественного транспорта, поскольку только этот вид транспорта доступен для неограниченного круга лиц и может обеспечить гарантии доступности органов местного самоуправления для граждан.
Поэтому при применении данной нормы следует учитывать доступность маршрутным общественным транспортом.
Однако даже в Европейской части России не все населенные пункты в сельской местности обеспечены средствами маршрутного общественного транспорта. Данная норма должна стимулировать органы местного самоуправления для развития общественного транспорта на своей территории.
В тех случаях, когда в силу природно-климатических условий населенные пункты настолько отдалены друг от друга, что в существующих условиях социально-экономического и технологического развития организация между ними маршрутного транспортного сообщения невозможна, данная норма может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдалённых и труднодоступных местностях. Отнесение отдельных территорий к отдалённым и труднодоступным местностям осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Поэтому при применении данной нормы следует учитывать доступность маршрутным общественным транспортом.
Однако даже в Европейской части России не все населенные пункты в сельской местности обеспечены средствами маршрутного общественного транспорта. Данная норма должна стимулировать органы местного самоуправления для развития общественного транспорта на своей территории.
В тех случаях, когда в силу природно-климатических условий населенные пункты настолько отдалены друг от друга, что в существующих условиях социально-экономического и технологического развития организация между ними маршрутного транспортного сообщения невозможна, данная норма может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдалённых и труднодоступных местностях. Отнесение отдельных территорий к отдалённым и труднодоступным местностям осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
В каком порядке должно быть упразднено поселение, утратившее население?
В соответствии со ст.13.1 федерального закона No131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если: численность населения поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении; территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории. Инициаторами упразднения поселения помимо населения могут выступать органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Другим механизмом, который может быть применен для лишения населенного пункта, полностью утратившего население, статуса поселения, является преобразование муниципальных образований в форме объединения с другим поселением (ч.3 ст.13 Федерального закона No131-ФЗ). В этом случае не требуется проведения схода граждан, а достаточно согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Инициаторами такого преобразования помимо населения также могут выступать органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Другим механизмом, который может быть применен для лишения населенного пункта, полностью утратившего население, статуса поселения, является преобразование муниципальных образований в форме объединения с другим поселением (ч.3 ст.13 Федерального закона No131-ФЗ). В этом случае не требуется проведения схода граждан, а достаточно согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Инициаторами такого преобразования помимо населения также могут выступать органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.