В соответствии с нормой статьи 2 Федерального закона No131-ФЗ под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила (нормативный правовой акт) или имеющее индивидуальный характер (ненормативный правовой акт).
Положения ч.1 ст.44 и ст.47 Федерального закона No131-ФЗ предусматривают, что муниципальные правовые акты (как нормативного, так и индивидуального характера) вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК.
При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования может не предусматривать официального опубликования (обнародования) ненормативных муниципальных правовых актов, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Например, такие правовые акты могут доводиться до сведения заинтересованных органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений путем рассылки их официальных текстов.
Таким образом, порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе требования к их официальному опубликованию (обнародованию) или доведению до сведения заинтересованных органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и граждан, должен быть установлен уставом муниципального образования.
Необходимо также учитывать, что согласно ч.6 ст.52 Федерального закона No131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Положения ч.1 ст.44 и ст.47 Федерального закона No131-ФЗ предусматривают, что муниципальные правовые акты (как нормативного, так и индивидуального характера) вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК.
При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования может не предусматривать официального опубликования (обнародования) ненормативных муниципальных правовых актов, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Например, такие правовые акты могут доводиться до сведения заинтересованных органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений путем рассылки их официальных текстов.
Таким образом, порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе требования к их официальному опубликованию (обнародованию) или доведению до сведения заинтересованных органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и граждан, должен быть установлен уставом муниципального образования.
Необходимо также учитывать, что согласно ч.6 ст.52 Федерального закона No131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Федеральным законом No131ФЗ не предусмотрено изменение территорий и границ муниципальных образований, образованных до его официального опубликования. Если при определении территорий и установлении границ указанных муниципальных образований и их наделении статусом городского/сельского поселения, городского округа, муниципального района будут внесены предложения об изменении их территорий и границ, а также о преобразовании муниципальных образований, то в соответствии с положениями абзаца первого ч.3 ст.84 Федерального закона No131-ФЗ реализация указанных изменений и преобразований может быть осуществлена исключительно с согласия населения, выраженного в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона No131-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4-8 ч.3 ст.84 закона.
В соответствии с положениями ст.84 Федерального закона от 6 октября 2003 года No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (далее – Федеральный закон No131-ФЗ) органы и должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступили к осуществлению своих полномочий с 1 января 2006 года или на основании закона субъекта Российской Федерации с 1 января 2005 год. Часть 10 ст.85 Федерального закона No131-ФЗ определила, что между указанными субъектами и органами и должностными лицами местного самоуправления, осуществлявшими на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения до указанных дат, возникают отношения правопреемства. Указанные правоотношения регулируются статьями 58, 129, 353, 387 и другими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий.
Разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее – передаточный (разделительный) акт). Вместе с передаточным (разделительным) актом органу местного самоуправления муниципального образования, принимающему обязательства, передаются по описи все оригиналы документов, касающихся возникновения обязательств и расчетов по ним.
По вопросу возможности внести изменения в постановление от 1993 года Малого Совета N-го района Совета народных депутатов муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, наделённого определенным статусом (городского или сельского поселения, муниципального района и т.д.) законом субъекта Российской Федерации согласно ст.10 Федерального закона No131-ФЗ – нормы, запрещающей внести необходимые изменения, в федеральном законодательстве нет. В том случае, если акт не утратил своей силы, а соответствующий орган местного самоуправления является правопреемником органа местного самоуправления, принявшего данный акт, внести в него изменения представляется возможным.
Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий.
Разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее – передаточный (разделительный) акт). Вместе с передаточным (разделительным) актом органу местного самоуправления муниципального образования, принимающему обязательства, передаются по описи все оригиналы документов, касающихся возникновения обязательств и расчетов по ним.
По вопросу возможности внести изменения в постановление от 1993 года Малого Совета N-го района Совета народных депутатов муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, наделённого определенным статусом (городского или сельского поселения, муниципального района и т.д.) законом субъекта Российской Федерации согласно ст.10 Федерального закона No131-ФЗ – нормы, запрещающей внести необходимые изменения, в федеральном законодательстве нет. В том случае, если акт не утратил своей силы, а соответствующий орган местного самоуправления является правопреемником органа местного самоуправления, принявшего данный акт, внести в него изменения представляется возможным.
В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом,
договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Поскольку жилое помещение не находится в собственности муниципального образования и не отнесено к муниципальному жилищному фонду, то заключение договора социального найма, а также признание граждан приобретшими право проживания и пользования квартирой не представляется возможным.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 No5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», местом жительства является: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Закон не связывает наличие регистрации по месту пребывания (жительства) и последующего возникновения прав собственности или по договору найма (поднайма) или договору найма специализированного жилого помещения, а имеет обратную силу, наличие какихлибо прав на жилое помещение порождает возможность регистрации в указанном помещении.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом,
договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Поскольку жилое помещение не находится в собственности муниципального образования и не отнесено к муниципальному жилищному фонду, то заключение договора социального найма, а также признание граждан приобретшими право проживания и пользования квартирой не представляется возможным.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 No5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», местом жительства является: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Закон не связывает наличие регистрации по месту пребывания (жительства) и последующего возникновения прав собственности или по договору найма (поднайма) или договору найма специализированного жилого помещения, а имеет обратную силу, наличие какихлибо прав на жилое помещение порождает возможность регистрации в указанном помещении.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 No28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N1309, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны, указанные объекты отнесены к федеральной собственности.
В силу пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению N3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от 21.05.1997 No122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», имущество, находящееся в муниципальной собственности, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности
не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 No184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, наличие у спорных помещений статуса защитных сооружений гражданской обороны не позволяет отнести их к обычному нежилому фонду, то есть к муниципальному имуществу в силу их особого предназначения и условий использования.
Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N1309, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны, указанные объекты отнесены к федеральной собственности.
В силу пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению N3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от 21.05.1997 No122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», имущество, находящееся в муниципальной собственности, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности
не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 No184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, наличие у спорных помещений статуса защитных сооружений гражданской обороны не позволяет отнести их к обычному нежилому фонду, то есть к муниципальному имуществу в силу их особого предназначения и условий использования.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 No131Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» проекты правил благоустройства подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
С учетом положений главы 7 указанного Федерального закона «правила благоустройства» следует понимать в данном контексте не как отдельный вид муниципального правового акта (по форме и по содержанию), а как требования к благоустройству территории, где бы они содержались.
С учетом положений главы 7 указанного Федерального закона «правила благоустройства» следует понимать в данном контексте не как отдельный вид муниципального правового акта (по форме и по содержанию), а как требования к благоустройству территории, где бы они содержались.
Какое имущество может находиться в собственности муниципальных образований?
Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Эффективность местного самоуправления напрямую зависит от его обеспеченности материально-финансовыми ресурсами.
Согласно федеральному законодательству, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, то есть право самостоятельного владения, пользования и распоряжения собственностью в рамках, установленных законодательством.
Имущество муниципальных образований закон делит на три категории. В основе этого деления – цель использования имущества. Прежде всего, это имущество, необходимое для решения вопросов местного значения. Если органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, то вместе с ними должно быть передано государственное имущество, которое необходимо для их исполнения (второй вид муниципальной собственности). Третий вид муниципальной собственности – имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий. Следует отметить, что муниципальное имущество не может использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли.
В случае, если у муниципального образования в собственности находится имущество, которое не относится ни к одной из трех названных групп, такое имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию, то есть передаче иным собственникам в порядке, установленном федеральным законодательством.
Основополагающий подход при формировании муниципальной собственности – соответствие перечня муниципального имущества и перечня вопросов местного значения.
То есть имущество поселения предназначено непосредственно для решения вопросов населения, проживающего в конкретном поселении, а
имущество муниципальных районов предназначается для использования его в нуждах поселений, входящих в состав муниципального района.
Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления напрямую могут участвовать в деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Они имеют право определять цели и порядок их деятельности предприятий, утверждать их уставы, заслушивать отчеты об их деятельности, назначать и освобождать от должности руководителей.
Органы местного самоуправления обязаны вести реестр муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать сведения обо всех предприятиях и учреждениях, использующих муниципальное имущество, а также сведения о других объектах муниципальной собственности (объектах нежилого фонда, незавершенного строительства и т.д.).
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно федеральному законодательству, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, то есть право самостоятельного владения, пользования и распоряжения собственностью в рамках, установленных законодательством.
Имущество муниципальных образований закон делит на три категории. В основе этого деления – цель использования имущества. Прежде всего, это имущество, необходимое для решения вопросов местного значения. Если органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, то вместе с ними должно быть передано государственное имущество, которое необходимо для их исполнения (второй вид муниципальной собственности). Третий вид муниципальной собственности – имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий. Следует отметить, что муниципальное имущество не может использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли.
В случае, если у муниципального образования в собственности находится имущество, которое не относится ни к одной из трех названных групп, такое имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию, то есть передаче иным собственникам в порядке, установленном федеральным законодательством.
Основополагающий подход при формировании муниципальной собственности – соответствие перечня муниципального имущества и перечня вопросов местного значения.
То есть имущество поселения предназначено непосредственно для решения вопросов населения, проживающего в конкретном поселении, а
имущество муниципальных районов предназначается для использования его в нуждах поселений, входящих в состав муниципального района.
Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления напрямую могут участвовать в деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Они имеют право определять цели и порядок их деятельности предприятий, утверждать их уставы, заслушивать отчеты об их деятельности, назначать и освобождать от должности руководителей.
Органы местного самоуправления обязаны вести реестр муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать сведения обо всех предприятиях и учреждениях, использующих муниципальное имущество, а также сведения о других объектах муниципальной собственности (объектах нежилого фонда, незавершенного строительства и т.д.).
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Существуют ли риски для муниципальных образований при приватизации муниципального имущества?
В соответствии с Федеральным законом от 12 октября 2005 г. No129ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение относится к имуществу, не соответствующему требованиям статьи 50 Федерального закона No131-ФЗ. В противном случае данное имущество должно быть отчуждено или перепрофилировано.
При этом перераспределение имущества производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным Федеральным законом
No131-ФЗ, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч.11 статьи 85 Федерального закона No131ФЗ).
Кроме того, безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется только по тем видам имущества, которые предназначены для решения вопросов местного значения (п.3 ч.1 и п.3 ч.7 статьи 85 Федерального закона No131-ФЗ).
При этом следует учитывать, что до 1 января 2008 года до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Однако после 1 января 2008 г. в собственности муниципальных образований может оказаться и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, но не соответствующее требованиям частей 2 и 3 ст.50 Федерального закона No131-ФЗ в связи с тем, что решение ряда вопросов местного значения предусматривается без наличия соответствующего имущества. В частности, к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, для решения которых не предусматривается соответствующего муниципального имущества, относится создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п.10 ч.1 статьи 14 и п.18 ч.1 статьи 15 Федерального закона No131-ФЗ). Предоставление услуг населению в указанных сферах осуществляется в основном организациями различных организационно-правовых форм, не находящимися в собственности муниципальных образований.
Кроме того, указанные услуги оказывают населению муниципальные предприятия и учреждения, за которыми муниципальное имущество закрепляется во владение, пользование или распоряжение (ч.3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления, являясь собственниками муниципального имущества, могут осуществлять передачу имущества вышеназванных муниципальных предприятий и учреждений во временное пользование (в аренду) физическим и юридическим лицам (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 статьи 51 Федерального закона No131-ФЗ).
Однако в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2008 г. относительно муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих обеспечение жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, необходимо применение процедур приватизации (на основании чч. 2, 3 статьи 50 и п.4 ч.8 статьи 85 Федерального закона No131-ФЗ), так как применение процедур перепрофилирования (сохранение их в собственности муниципальных образований, но использование для решения других вопросов местного значения) невозможно ввиду отнесения предоставления указанных услуг к вопросам местного значения и их важности для населения.
Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ, в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абз.1 ч.4 статьи 51 Федерального закона No131-ФЗ).
Кроме того, в целях увеличения доходной части местных бюджетов, а также для обеспечения преимуществ юридическим и физическим лицам, вложившим значительные средства в реконструкцию арендуемых объектов муниципальной собственности, могут применяться нормы ч.12 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. No178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон No178-ФЗ). В соответствии с указанными нормами в случае заключения договора аренды с правом выкупа, выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества, в частности, в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения.
Одновременно с вышеприведенными мерами по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, используя такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абз.5 ч.4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Относительно снижения цен на приватизируемое имущество в результате сокращенных сроков приватизации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона No178-ФЗ необходимо планирование приватизации муниципального имущества и предоставление информации о результатах приватизации за прошедший год в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта. То есть процесс приватизации должен быть запланирован и его последствия должны найти отражение в проекте местного бюджета.
Кроме того, приватизация муниципального имущества может осуществляться не только посредством продажи его на аукционе, конкурсе, но и путем преобразования муниципального предприятия в открытое акционерное общество или внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пп.1,9 ч.1 статьи 13 Федерального закона No178-ФЗ). Применение указанных способов приватизации муниципального имущества не противоречит Федеральному закону No131-ФЗ (абз.1 ч.4 статьи 51) и будет препятствовать снижению цен на приватизируемое муниципальное имущество в результате роста числа предложений о его покупке.
При этом перераспределение имущества производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным Федеральным законом
No131-ФЗ, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч.11 статьи 85 Федерального закона No131ФЗ).
Кроме того, безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется только по тем видам имущества, которые предназначены для решения вопросов местного значения (п.3 ч.1 и п.3 ч.7 статьи 85 Федерального закона No131-ФЗ).
При этом следует учитывать, что до 1 января 2008 года до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Однако после 1 января 2008 г. в собственности муниципальных образований может оказаться и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, но не соответствующее требованиям частей 2 и 3 ст.50 Федерального закона No131-ФЗ в связи с тем, что решение ряда вопросов местного значения предусматривается без наличия соответствующего имущества. В частности, к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов, для решения которых не предусматривается соответствующего муниципального имущества, относится создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п.10 ч.1 статьи 14 и п.18 ч.1 статьи 15 Федерального закона No131-ФЗ). Предоставление услуг населению в указанных сферах осуществляется в основном организациями различных организационно-правовых форм, не находящимися в собственности муниципальных образований.
Кроме того, указанные услуги оказывают населению муниципальные предприятия и учреждения, за которыми муниципальное имущество закрепляется во владение, пользование или распоряжение (ч.3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления, являясь собственниками муниципального имущества, могут осуществлять передачу имущества вышеназванных муниципальных предприятий и учреждений во временное пользование (в аренду) физическим и юридическим лицам (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 статьи 51 Федерального закона No131-ФЗ).
Однако в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2008 г. относительно муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих обеспечение жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, необходимо применение процедур приватизации (на основании чч. 2, 3 статьи 50 и п.4 ч.8 статьи 85 Федерального закона No131-ФЗ), так как применение процедур перепрофилирования (сохранение их в собственности муниципальных образований, но использование для решения других вопросов местного значения) невозможно ввиду отнесения предоставления указанных услуг к вопросам местного значения и их важности для населения.
Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ, в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абз.1 ч.4 статьи 51 Федерального закона No131-ФЗ).
Кроме того, в целях увеличения доходной части местных бюджетов, а также для обеспечения преимуществ юридическим и физическим лицам, вложившим значительные средства в реконструкцию арендуемых объектов муниципальной собственности, могут применяться нормы ч.12 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. No178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон No178-ФЗ). В соответствии с указанными нормами в случае заключения договора аренды с правом выкупа, выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества, в частности, в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения.
Одновременно с вышеприведенными мерами по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, используя такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абз.5 ч.4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Относительно снижения цен на приватизируемое имущество в результате сокращенных сроков приватизации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона No178-ФЗ необходимо планирование приватизации муниципального имущества и предоставление информации о результатах приватизации за прошедший год в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта. То есть процесс приватизации должен быть запланирован и его последствия должны найти отражение в проекте местного бюджета.
Кроме того, приватизация муниципального имущества может осуществляться не только посредством продажи его на аукционе, конкурсе, но и путем преобразования муниципального предприятия в открытое акционерное общество или внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пп.1,9 ч.1 статьи 13 Федерального закона No178-ФЗ). Применение указанных способов приватизации муниципального имущества не противоречит Федеральному закону No131-ФЗ (абз.1 ч.4 статьи 51) и будет препятствовать снижению цен на приватизируемое муниципальное имущество в результате роста числа предложений о его покупке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2005 N92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов …» (с изм. от 15.11.02 г. и 09.02.04 г.) и Письмом Минфина России от 21 июля 1992 года N57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок», были установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсаций за легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб см. включительно – 1200 руб. в месяц; свыше 2000 куб. см. – 1500 руб. в месяц; мотоциклы – 600 руб. в месяц.
Расходы на выплату компенсации работникам бюджетных учреждений производятся в пределах ассигнований на содержание легковых автомобилей, предусмотренных на эти цели по смете соответствующего учреждения, т.е. необходимо заложить эти расходы в бюджет поселения при его принятии.
Расходы на выплату компенсации работникам бюджетных учреждений производятся в пределах ассигнований на содержание легковых автомобилей, предусмотренных на эти цели по смете соответствующего учреждения, т.е. необходимо заложить эти расходы в бюджет поселения при его принятии.
У всех гидросооружений должен быть собственник. В границах сельских поселений плотины часто являются частью дорог общего пользования.
Минприроды рекомендовало главам районов провести работу по принятию гидротехнических сооружений на баланс района, т.к. на их содержание и уплату налогов на имущество нужны значительные финансовые средства, а таких возможностей у сельских поселений нет.
При этом, необходимо учитывать, что передать объект без остаточной стоимости невозможно, так как это свидетельствует об отсутствии имущества как объекта налогообложения.
Минприроды рекомендовало главам районов провести работу по принятию гидротехнических сооружений на баланс района, т.к. на их содержание и уплату налогов на имущество нужны значительные финансовые средства, а таких возможностей у сельских поселений нет.
При этом, необходимо учитывать, что передать объект без остаточной стоимости невозможно, так как это свидетельствует об отсутствии имущества как объекта налогообложения.
Отнесение конкретного акта к числу нормативных зависит от характера содержащихся в нем положений и осуществляется по результатам анализа его текста. При этом не исключается наличие в одном и том же акте как нормативных, так и ненормативных положений и, соответственно, смешанный характер самого акта.
В Постановлении Пленума Верховного Суда от 29.11.2007 No48 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в качестве существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, определены следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из вопроса следует, что структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования.
Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 No131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирование данного вопроса отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования. Следовательно, решение издано управомоченным органом. Решение не обладает индивидуальным правовым характером, следовательно, его действие распространяется на неопределённый круг лиц. Действие во времени данного решения не ограничено. Таким образом, решение представительного органа об утверждении структуры местной администрации обладает всеми признаками нормативного правового акта.
В Постановлении Пленума Верховного Суда от 29.11.2007 No48 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в качестве существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт, определены следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из вопроса следует, что структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования.
Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 No131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирование данного вопроса отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования. Следовательно, решение издано управомоченным органом. Решение не обладает индивидуальным правовым характером, следовательно, его действие распространяется на неопределённый круг лиц. Действие во времени данного решения не ограничено. Таким образом, решение представительного органа об утверждении структуры местной администрации обладает всеми признаками нормативного правового акта.
В соответствии со статьями 137, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьями 61-63 Федерального закона от 6 октября 2003 года No131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No131-ФЗ) межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), направляемые из краевого бюджета в местные бюджеты, носят строго целевой характер.
Субсидии предоставляются местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. Субвенции направляются на осуществление органами местного самоуправления переданных им законами отдельных государственных полномочий. Дотации представляются в целях выравнивания, исходя из уровня бюджетной обеспеченности, финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения поселений, определенным ст.14 Федерального закона No131-ФЗ, установление пенсионного обеспечения муниципальным служащим или иных социальных гарантий не отнесено.
Частью 2 ст.14 Федерального закона No131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе решать любые вопросы, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, правовых оснований для финансирования за счет средств краевого бюджета дополнительных социальных гарантий муниципальным служащим, устанавливаемых муниципальными правовыми актами, нет.
Субсидии предоставляются местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. Субвенции направляются на осуществление органами местного самоуправления переданных им законами отдельных государственных полномочий. Дотации представляются в целях выравнивания, исходя из уровня бюджетной обеспеченности, финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения поселений, определенным ст.14 Федерального закона No131-ФЗ, установление пенсионного обеспечения муниципальным служащим или иных социальных гарантий не отнесено.
Частью 2 ст.14 Федерального закона No131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе решать любые вопросы, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, правовых оснований для финансирования за счет средств краевого бюджета дополнительных социальных гарантий муниципальным служащим, устанавливаемых муниципальными правовыми актами, нет.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 No5487-I, первичная медикосанитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (ст.38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 No255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.
Работа над проектами нормативно-правовых актов, устанавливающими порядок предоставления сведений муниципальным служащим о своих расходах, а также расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ведется.
Часть 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 No25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит отсылочную норму о том, что муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Следовательно, порядок представления сведений и формы документов о расходах государственных гражданских служащих распространяется и на муниципальных служащих.
Что касается утвержденных ранее форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного гражданского служащего, то они остались неизмененными и могут применяться при предоставлении сведений о доходах муниципальных служащих за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу. (пп.10 п.3 ст.16 Закона о муниципальной службе).
Часть 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 No25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит отсылочную норму о том, что муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Следовательно, порядок представления сведений и формы документов о расходах государственных гражданских служащих распространяется и на муниципальных служащих.
Что касается утвержденных ранее форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного гражданского служащего, то они остались неизмененными и могут применяться при предоставлении сведений о доходах муниципальных служащих за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу. (пп.10 п.3 ст.16 Закона о муниципальной службе).