В праве ли муниципальные образования устанавливать свою официальную символику?
В какой форме может учреждаться межмуниципальная хозяйственная организация?
Какие вопросы относятся к компетенции главы муниципального образования?
Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
Какими полномочиями обладают органы государственной власти города Москвы в области МСУ?
1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, с учётом исторических и иных местных традиций в городе Москве, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) законодательное установление наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
4) законодательное определение перечня вопросов местного значения муниципальных образований;
5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в муниципальную собственность;
6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и местными бюджетами;
7) обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов бюджетного обеспечения расходных обязательств в пределах вопросов местного значения муниципальных образований, установленных настоящим Законом;
8) законодательное определение источников доходов местных бюджетов; 9) казначейское исполнение местных бюджетов на основании соглашений с органами местного самоуправления;
10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;
11) предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за реализацией указанных полномочий и использованием указанных средств;
13) принятие в установленном порядке городских программ развития местного самоуправления;
14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
16) установление и изменение порядка преобразования муниципальных образований, установление и изменение границ их территорий и наименований;
17) компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;
18) законодательное регулирование муниципальной службы;
19) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
20) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов;
21) определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных настоящим Законом;
22) определение порядка ведения реестра расходных обязательств муниципальных образований;
23) проведение Контрольно-счётной палатой Москвы, финансовым органом города Москвы и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы проверок местных бюджетов получателей межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы;
24) законодательное установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, главы внутригородского муниципального образования в городе Москве в соответствии с федеральными законами;
25) организация и ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы;
26) назначение Мэром Москвы половины членов конкурсной комиссии муниципального образования для проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве.
В соответствии с какими принципами осуществляется местное самоуправление в городе Москве?
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) реализация интересов жителей муниципального образования с учётом интересов других жителей города Москвы;
3) сохранение единства городского хозяйства;
4) сохранение единства бюджетной системы города;
5) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
6) учёт исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;
7) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования;
8) оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление;
9) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы;
10) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими федеральными законами и законами города Москвы;
11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;
12) гласность и учёт общественного мнения;
13) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.
Как можно стать членом участковой избирательной комиссии?
Если Вас рекомендует одна из перечисленных выше организаций, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии. Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Кто может избираться депутатом в представительные органы МСУ?
Стоит отметить и то, что гражданин вправе избираться депутатом муниципального образования независимо от того, проживает он или нет на территории муниципального образования.
Обязательно ли выбирать способ управления многоквартирным домом?
Если способ управления дома не был избран жителями многоквартирных домов, органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Такой же порядок сохраняется, если ребенок-сирота получает жилое помещение в соответствии с гарантиями, предусмотренными ФЗ от 21 декабря 1996 г. No 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 17.12.2009г.).
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. No 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 17.12.2009г.), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В связи с этим гарантии на получение по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм распространяются и на студентов или учащихся средних и высших учебных заведений, но только до достижения указанными лицами возраста 23 лет. (2011 г.)
В соответствии с пунктом 5 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность содержания многоквартирного жилья и мест общего пользования возникает у жителя одновременно с возникновением права собственности на жилое помещение. Не использование владельцем принадлежащих ему помещений, либо отказ от пользования общим имуществом, не является основанием для освобождения собственника полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Жилищный кодекс РФ в статье 39 установил – собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества пропорционально своей доле, то есть занимаемой площади своей квартиры или нежилого помещения. Текущее содержание жилья и его капремонт проводится исключительно за счёт средств собственников. Отсюда следует, что собственники сами обязаны заботиться о состоянии своего имущества или имеют право за свои средства поручить управлять своим многоквартирным домов управляющей компании либо товариществу собственников жилья.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом No25-ФЗ. Таким образом, если какие-либо отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, урегулированы нормой Федерального закона No 25-ФЗ, то применяется норма данного Федерального закона.
Так, частью 3 ст.23 Федерального закона от 2 марта 2007 года No25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
На основании изложенного следует понимать, что устанавливать дополнительные гарантии для муниципальных служащих следует в порядке, установленном указанной статьей.
Что касается возможности установления дополнительных льгот и выплат коллективным договором, то следует заметить, что коллективный договор не является обязательным документом для организации.
Согласно ст.40 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) коллективный договор – это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключается работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор отражает интересы работников и работодателя в конкретной организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (часть 4 статьи 40 ТК РФ).
Согласно ст.27 ТК РФ заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольность принятия сторонами на себя обязательств (статья 24 ТК РФ). Следовательно, никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие. Необходимо также учитывать, что заключение данного договора возможно при наличии инициативы работников или работодателя.
Какова роль органов местного самоуправления в управлении многоквартирными домами?
обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационноправовых форм;
могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона No25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Наказание в виде лишения права занимать должности муниципальной службы, безусловно, исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы.
При этом в рассматриваемой ситуации возможно увольнение муниципального служащего по п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона No 25-ФЗ в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона No25-ФЗ со ссылкой на п.2 ч.1 ст.13 указанного федерального закона (осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу). Этот вариант допустим, поскольку осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, рассматривается в Федеральном законе No25ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, а п.3 ч.1 ст.19 указанного федерального закона допускает увольнение в случае несоблюдения таких ограничений.
Помимо этого увольнение возможно по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст.83 ТК РФ, поскольку в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона No25ФЗ муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), а указанный пункт прямо предусматривает прекращение трудового договора в случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
Что касается положений ст.5 Федерального закона No25-ФЗ, декларирующей взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, то следует подчеркнуть, что указанные нормы являются нормами – принципами и не устанавливают оснований для увольнения муниципальных служащих.
Факт того, что п.2 указанной статьи Федерального закона No25-ФЗ установлено единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы не отменяет специфики этих ограничений и обязательств, присущих каждому из данных видов публичной службы.
Таким образом, расторжение трудового договора с муниципальным служащим, осуждённым к условному наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, а также не исключающему возможность продолжения прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, не представляется возможным.