Таким образом, контрольный орган муниципального образования не следует рассматривать как финансовый орган, предусмотренный БК РФ.
Однако в данном законе не раскрывается понятие «выборные муниципальные должности». Вместе с тем в Федеральном законе от 2 марта 2007 года No25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления являются лицами, замещающими муниципальные должности (ч.2 ст.1). Поскольку этими лицами муниципальные должности замещаются в результате муниципальных выборов, то можно говорить о том, что данные муниципальные должности являются выборными.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27 июля 2004 года No79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No79-ФЗ) гражданскому служащему запрещается замещать должности гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.29 Федерального закона от 7 февраля 2011 года No3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон No3-ФЗ) на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года No273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона No79-ФЗ, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обращаем также внимание на ч.1 ст.41 Федерального закона No3-ФЗ, в соответствии с которой сотрудник полиции, избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
Учитывая изложенное, исполнение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления (причем независимо от того, исполняются они на постоянной или на непостоянной основе) сотрудником полиции является неправомерным.
Конечно, круг полномочий главы муниципального образования напрямую зависит от того, входит ли глава муниципального образования в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию. В первом случае у него появляются дополнительные полномочия по организации деятельности представительного органа муниципального образования, во втором – полномочия главы местной администрации. Однако и в первом, и во втором случае он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Системный анализ Федерального закона No131-ФЗ показывает, что глава муниципального образования вправе издавать правовые акты по целому ряду вопросов, закреплённых за ним федеральным законодательством. Например, по таким вопросам, как назначение публичных слушаний, назначение собрания граждан, определение печатного издания в целях опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, образование участков референдума и т.д. И в данном случае можно говорить, что указанные правовые акты принимаются главой муниципального образования в рамках решения вопросов местного значения. Право на издание главой муниципального образования таких правовых актов должно быть закреплено в уставе муниципального образования.
Кроме этого, согласно пункту 5 ч.4 ст.36 Федерального закона No131-ФЗ глава муниципального образования (независимо от способа избрания) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Наделение главы муниципального образования указанным полномочием обусловлено тем, что он является высшим должностным лицом муниципального образования. Реализуя данное полномочие, глава муниципального образования должен координировать деятельность всех органов местного самоуправления, что повышает его ответственность.
В рамках реализации нормы пункта 5 части 4 статьи 36 Федерального закона No131-ФЗ в уставе муниципального образования за главой муниципального образования возможно закрепить, например, полномочия по согласованию с ним проектов решений по отдельным значимым вопросам, особенно по вопросам программно-целевого управления муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 4 ч.2 ст.36 Федерального закона глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации. Исключение из указанного правила установлено ч.3 ст.36 Федерального закона для главы сельского поселения.
Вместе с тем в соответствии с абзацем третьим ч.2 ст.84 Федерального закона требования статей 36 и 37 Федерального закона о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований применяются по истечении срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до вступления в силу главы 12 Федерального закона. Это в полной мере относится к ч.2 ст.36 Федерального закона.
Таким образом, глава городского поселения может до конца своих полномочий одновременно являться председателем представительного органа и главой местной администрации, если он был избран до вступления в силу переходных положений Федерального закона.
Избрание главы муниципального образования из состава представительного органа не имеет отношения к избранию данного лица в состав представительного органа населением и представляет собой отдельную процедуру замещения иной выборной должности, не связанную с применением пропорциональной или смешанной избирательной систем. Глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа, совмещает, с некоторыми особенностями, одновременно два самостоятельных статуса: главы муниципального образования и депутата представительного органа. Соответственно, к нему применяются нормы закона, регулирующие правовое положение не только депутатов, но и главы муниципального образования, включая основания и условия досрочного прекращения полномочий. Соответственно, на такого главу муниципального образования в полной мере распространяется пункт 9 ч.6 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отзыва избирателями.
Таким образом, глава муниципального образования может быть отозван избирателями вне зависимости от способа его избрания – из состава представительного органа либо на муниципальных выборах.
Отраслевые и территориальные органы местной администрации не являются самостоятельными органами местного самоуправления. Они представляют собой структурные единицы местной администрации, поэтому их наименование определяется муниципальными правовыми актами. В наименовании отраслевых и территориальных органов местной администрации не требуется указывать на их организационно-правовую форму.
Вместе с тем, в пункте «а» ч.4 ст.18 Федерального закона от 12 июня 2002 года No 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No67-ФЗ) установлено, что должно соблюдаться примерное равенство численности избирателей в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдалённых местностях – не более чем на 30 процентов. Следует отметить, что между данными нормами этих федеральных законов имеет место коллизия.
Указанная норма Федерального закона No67-ФЗ установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства населения в представительных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Норма Федерального закона No131-ФЗ установлена с целью обеспечения гарантий равного представительства сельского и городского населения в представительных органах муниципальных районов. Учитывая это, и следует понимать формулировку «депутаты, избираемые от одного поселения» (ст.35 Федерального закона No131-ФЗ): в представительный орган муниципального района должны войти депутаты от каждого поселения, входящего в муниципальный район. Однако в связи с тем, что, как правило, в городах, входящих в состав районов, плотность населения значительно выше, чем в сельской местности, совместить условия, заложенные указанными нормами федеральных законов, не всегда практически возможно. В этом случае следует применять нормы Федерального закона No67-ФЗ, поскольку он является приоритетным в вопросах, связанных с выборами, в том числе и муниципальными.
Что касается ситуации, описанной в вопросе, то принципиальным выходом из нее может быть формирование представительных органов районов делегированным способом в соответствии с пунктом 1 ч.4 ст.35 Федерального закона No131-ФЗ.
В качестве ещё одного варианта выхода из указанной ситуации может быть использование системы многомандатных округов.
Федеральным законом No131-ФЗ предусмотрены особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. Подобные особенности предусматривались и Федеральным законом от 28.08.1995 No154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этой связи необходимо иметь в виду правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в отношении этих особенностей. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2004 года No231-О, в Определениях от 10 ноября 2002 года No281-О и от 5 июня 2003 года No274-О отмечалось, что недопустимо лишение населения данных городских поселений права на местное самоуправление и установление городами Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства.
Что касается соответствующих положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в городах федерального значения, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления городами Москвой и Санкт-Петербургом, как субъектами Российской Федерации, ограничений федеральных гарантий местного самоуправления.
В упомянутом Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года No274-О также указывалось, что особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, территории которых как субъектов РФ, где в соответствии с прямым указанием Конституции Российской Федерации осуществляется государственная власть (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем, чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.
Обращаем внимание на то, что Федеральный закон No131-ФЗ не содержит каких-либо ограничений, связанных с осуществлением территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) на внутригородских территориях городов федерального значения. ТОС является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которое может осуществляться на части территории поселения (ст.27 Федерального закона No131-ФЗ). Согласно ч.3 ст.27 Федерального закона No131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
В соответствии с нормами ч.11 ст.27 Федерального закона No131-ФЗ порядок организации и осуществления ТОС помимо Федерального закона No131-ФЗ определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно пункту 3 ч.1 ст.44 Федерального закона No131-ФЗ в уставе муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путём образования органов территориального общественного самоуправления. Таким образом, вопросы, касающиеся ТОС, должны найти своё отражение в уставах и поселений, и муниципальных районов, и внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения.
Учитывая изложенное, организация ТОС на внутригородской территории города федерального значения правомерна. Запрет или ограничение на организацию территориального общественного самоуправления на указанной территории является нарушением права граждан на осуществление местного самоуправления, закреплённого Конституцией Российской Федерации.
В связи со сказанным полагаем, что расширение перечня лиц, имеющих приоритетное право на приём в дошкольные учреждения, возможно только нормативными правовыми актами федерального уровня.
Что касается ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то в ней речь идёт об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счёт средств местного бюджета. Подразумевается, что такие меры повышают уровень социального обеспечения некоторых, социально незащищённых категорий населения по сравнению с общим гарантированным уровнем, но не в ущерб ему. В условиях дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях первоочередное их предоставление одним гражданам приведёт к отказу в этом другим, то есть к ухудшению социального и правового положения одних категорий граждан за счёт предоставления льгот другим. По существу, в таком случае речь идет не об установлении дополнительных (по отношению к общему уровню) мер социальной поддержки, а о регулировании степени социального обеспечения различных категорий граждан, что не относится к компетенции местного самоуправления.
На основании вышеизложенного полагаем, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать льготы отдельным категориям граждан в виде первоочередного приёма их детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Для того, чтобы в дальнейшем не возникало каких-либо разногласий по организации ТОС на тех территориях, где уже таковые зарегистрированы, представительный орган муниципального образования вправе предусмотреть в муниципальном правовом акте норму о том, что на одной территории может действовать одно ТОС.
Таким образом, установление законом субъекта РФ только одной избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, не соответствует Федеральному закону No131-ФЗ.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении дотационных муниципальных образований устанавливает нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. Данные нормативы применяются в отношении муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета. Такие муниципальные образования начиная с очередного финансового года не имеют права превышать указанные нормативы.
Просим разъяснить порядок определения предельного размера дефицита местного бюджета?
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Следует отметить, что для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п.4 ст.136 БК РФ, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учета утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
При этом пункт 4 ст.136 БК РФ предусматривает указанные меры в отношении муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счёт средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.