АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

ВЫПУСК № 1 (10) —  ЯНВАРЬ 2023

ВЫПУСК № 1 (10) —  ЯНВАРЬ 2023

* ВАСИЛЬЕВА Е.В., доктор экономических наук, профессор департамента Бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

+НЕИЗВЕСТНЫЙ С, доктор технических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

*   ВОРОЖИХИН В. В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования центра им. акад. Л.И. Абалкина, Российский экономический университет  им. Г.В. Плеханова, Москва

 *  ГОРЛОВА О. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва,

 *  КНЯЗЕВА А. В., кандидат экономических наук, доцент Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

 *  МИНЧИЧОВА В. С., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных финансов Департамента мировой экономики и международного бизнеса Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

 *  ПАНИНА О. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,  Москва

 * СЕДОВА М.  Л., кандидат экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета, Финансовый  университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

 ***   ***   ***   ***

 УДК 331.1; 332.146.2

ВАСИЛЬЕВА Елена Викторовна, 

доктор экономических наук,

 профессор департамента Бизнес-информатики,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

Москва

evvasileva@fa.ru

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ Сергей Иванович,

доктор технических наук,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

Москва

 sineizvestny@fa.ru

 

VASILYEVA Elena Viktorovna,

Doctor of Economics,

Professor of the Department of Business Informatics,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow

 

NEIZVESTNY Sergey Ivanovich,

Doctor of Technical Sciences,

Professor of the Department of Business Informatics,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow

 РОЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ САМООЦЕНКИ В ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Компетентность в области управления существенно влияет на продуктивность работы муниципалитетов. Адекватная самооценка актуального уровня этой компетентности позволяет динамично развиваться руководителю и эффективно находить управленческие решения в быстро меняющихся условиях. В статье предложены рекомендации по формированию компетенции самооценки руководителей муниципальных органов, перечислены современные инструменты определения текущего уровня управленческих компетенций и разработки дорожных карт персонального развития. Приведены некоторые современные инструменты тестирования в оценке основных компетенций, необходимых в управлении современному руководителю муниципальных органов власти.

 Ключевые слова: муниципальные органы власти, компетентностный подход, профессиональные компетенции, самооценка.

 

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT COMPETENCE IN THE EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL GOVERNANCE

Abstract. Competence in the field of management significantly affects the productivity of municipalities. Adequate self-assessment of the current level of this competence allows the manager to develop dynamically and effectively find management solutions in rapidly changing conditions. The article offers recommendations on the formation of self-assessment competence of heads of municipal bodies, lists modern tools for determining the current level of managerial competencies and developing roadmaps for personal development. Some modern testing tools are given in assessing the basic competencies needed in the management of a modern head of municipal authorities.

 Keywords: municipal authorities, competence approach, professional competencies, self-assessment.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Как правило в органы самоуправления приходят люди из разных сфер деятельности, не имеющие сформированные компетенции управления. При этом многие из них уверены, что они разбираются в управлении, что они участвуя в управлении проектами, процессами знают менеджмент и вполне обоснованно претендуют на руководящие позиции в органах самоуправления. Однако исследования профессиональных компетенций руководителей местного самоуправления показывают наличие да проблем [1–6], связанных прежде всего с недостаточной компетентностью в области самооценки своих способностей.

Анализ становления эффективных профессионалов руководителей госструктур, включая муниципальные органы, показывает, что жизненный цикл таких людей включает личностное развитие в системе среднего и высшего образования, обучение в специализированных учебных центрах, корпоративных университетах. Здесь можно отметить несколько особенностей условий формирования специалистов с выработанной способностью к самоанализу, самостоятельному принятию решений, которые были выявлены в результате специализированных опросов сотрудников госучреждений.

  1. Во время учебы в начальной и средней школе родители, как правило, не проверяли выполнение домашнего задания школьником. В целом родители не старались назойливо вмешиваться в учебный процесс, постоянно контролировать жизнь ребенка.
  2. Ребенка непринужденно окружали хорошей «базой знаний» –книгами, музыкой, экскурсиями, встречами с интересными людьми. Как правило в такой семье было что и о ком рассказать об истории семьи, о Великой отечественной войне, о том, что сами родители участвовали в тимуровских командах, помогали старикам и маломобильным соседям. Т.е. как правило в неявной форме была активная воспитательная работа дома. Родители не перекладывали всю воспитательную часть на школу.
  3. Ребенок даже в серьезных принятиях жизненных решений действовал, как правило, самостоятельно. При этом он совершал значительные ошибки, в основном по причине переоценки своих возможностей.
  4. Отмечаются случаи, когда родители просили организовать в школе контрольные работы и даже экзамены в форме самооценки школьников: школьники сами себе ставили оценки и потом на классном часе разбирали объективность этих оценок.
  5. В старших классах проводились разного рода тестирования по выявлению природных склонностей ребенка к той или иной деятельности, включая склонность к руководству коллективом, способность брать на себя ответственность за других, способность принимать решение и отвечать за него.
  6. Важно отметить, что в системе высшего образования такие будущие эффективные управленцы отмечают «специфическую» вузовскую среду: преподаватели к студентам относились «на равных», уважительно и стремились организовывать обратную связь в обучающем процессе, создавая условия генерации студентами своих предложений, своих решений (воспитание «креативом»). Особенно отмечается то, что уже с 1-го курса к студентам обращались по имени и отчеству. А иногда в индивидуальных беседах преподаватель обращался к молодому специалисту по отчеству, что отражало особый доверительный уровень коммуникаций, сугубо российские традиции и активизировало, заложенные глубинные традиционные морально-нравственные ценности.
  7. Если выпускник вуза попадал в среду, где фактически в коллективе доминировали основные положения базового документа организации «Этического кодекса» –взаимоуважение, взаимопомощь, доверие, то адаптация молодого специалиста в рабочую среду проходила без дорогостоящих «испытательных сроков»: уже через два-три месяца работы в таком коллективе молодой сотрудник возвращал инвестиции ( стоимость оборудования, рабочего места, затраты на обучение, на зарплату и т.д.), вложенные в него. Здесь следует отметить, что типичное время начала возврата вложенных инвестиций предприятия в молодого специалиста управленца в России составляет от одного до трех лет [7], а при эффективном управлении и профессиональной корпоративной культуры это время может составить неделю.

В ходе проведения исследований современных технологий и инструментов при самооценке поведенческих компетенций специалистов муниципального управления авторы данной работы предлагают следующие тесты:

  • Тест на обладание альтруизмом (оценка способности безвозмездной помощи);
  • Тест на стрессоустойчивость при приеме на работу. Для работы в госорганах наиболее аутентичны ситуационные тесты на стресс. Оценка эмоционального состояния тестированием STPI, тест Спилбергера State-Trait Anxiety I Восьмифакторный личностный опросник предназначен для оценки четырёх основных эмоциональных состояний человека – любознательности, тревоги, агрессии и депрессии.
  • Управление эмоциями. Тестирование умения управлять эмоциями.
  • Эмпатия. Тестирование способности сопереживания.
  • Стрессоустойчивость. Способность сохранения самообладания в экстремальных условиях, устойчивость психики и определение предрасположенности к эмоциональному выгоранию.
  • Медиация. Способность разрешения и/или устранения межличностных конфликтов.
  • Многозадачность. Определение способности выполнять одновременно несколько задач как непосредственно по своим функциональным обязанностям, так и по смежным, Обеспечение устойчивости выполнения работ путем взаимозаменяемости и взаимоподстраховки.
  • Самоанализ (рефлексия). Способность самоисследования, определения границ своего невежества и определения потребности в саморазвитии.
  • Ассоциативное мышление, гнозис. Навыки использования сравнительного анализа с ассоциациями имеющихся сущностей в персональной базе знаний.  Навыки гнозиса– образного восприятия, способность к которому формируется в процессе индивидуального развития на основе комбинации сигналов разных модальностей и процессов памяти.

Выводы по результатам проведенных в данной работе опросов сотрудников госструктур и муниципалитетов, приведенные выше, можно использовать как рекомендации образовательному процессу при формировании компетентности самооценки специалистов в управлении. Регулярно проводимый процесс самооценки компетентности управления, позволит выработать системные основы для непрерывного профессионального роста руководителя муниципального образования, использовать современные достижения в технологиях, методах работы с коллективом, снизить внутренние трансакционные издержки на межличностные коммуникации, укрепить корпоративную культуру. Руководитель, умеющий выстраивать «некривое зеркало» (обладающий компетентностью проводить максимально объективную оценку своих способностей), понимает – где он находится в своем личностном и профессиональном пространства развития; осознает, каких компетенций ему не хватает и уверенно занимается саморазвитием. В этом случае он становится образчиком, профессиональным примером для всего коллектива, что непосредственно приводит к росту доверия и уважения к нему, к укреплению имиджа всей организации и росту продуктивности управленческих процессов в ней.

Кроме того, внедрение процесса самооценки профессиональных управленческих компетенций в муниципальной организации позволяет существенно сократить бюджетные затраты на организацию и проведение внешних экспертиз, затраты на внешние дорогостоящие тренинги. Данный процесс самооценки способствует формированию в коллективе института наставничества, позволяет организовывать внутренние занятия повышения квалификации не только для своих молодых специалистов, но и для внешних партнеров, организаций, взаимодействующих с муниципалитетами. Таким образом муниципальный орган управления становится центром притяжения творческого подхода к решению актуальных задач общества, становится носителем управленческой культуры, морально-нравственных основ.

В целом организованное повышение уровня управленческих и других профессиональных компетенций на основе системно реализованного процесса самооценки, позволяет укрепить статус муниципалитета, как ведущего органа власти не только на местном масштабе, но и на масштабе всего региона.

Список источников:

  1. Божков О.Б., Игнатова С.Н.Профессиональные компетенции руководителей муниципальных образований // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 36  
  2. Шишова Ж. О. Профессиональная компетентность социального работника как предмет социологического анализа // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 1. С. 36
  3. Саркисян Ю. В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа // Власть. 2011. № 5. С. 123    
  4. Захарченко И.К., Рожков И.В. Подходы к формированию научной концепции ответственного потребительского поведения // Самоуправление. 2022.4 (132). с.40
  5. Благов Ю.В. Компетенция органов местного самоуправления: дискуссионные вопросы // Правоприменение. 2017. Т. 1, № 4. С. 117-128. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(4).117
  6. Ильиных С. А., Алтухова Т. А. Исследование профессиональных компетенций представителей местного самоуправления // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 67
  7. Илларионов А.В., Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Самоучитель топ-менеджера.М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2013. С. 648.

***   ***   ***   ***

УДК 351:352:007

 ВОРОЖИХИН Владимир Вальтерович,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

НИИ развития образования

центра им. акад. Л.И. Абалкина, 

Российский экономический университет

 им. Г.В. Плеханова, Москва

vorozhikhin@mail.ru

 

VOROZHIKHIN Vladimir Valterovich,

Candidate of Economic Sciences

leading researcher at the Research Institute

of Education Development,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

 САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

 Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости совершенствования государства в условиях стремительных трансформаций мира и непрерывно расширяющихся санкций коллективного Запада против России. В качестве инструмента совершенствования предлагается использовать самоуправление как институт власти, закрепленный Конституцией Российской Федерации, и как процесс создания новых знаний.

Ключевые слова: самоуправление, критическое мышление, рождение истин, коммунализм, инструменты совершенствования государства

SELF-GOVERNMENT AS A MECHANISM OF SELF-IMPROVEMENT OF THE STATE

Abstract.  The article deals with the issue of the need to improve the state in the context of the rapid transformation of the world and the ever-expanding sanctions of the collective West against Russia. As a tool for improvement, it is proposed to use self-government as an institution of power, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, and as a process of creating new knowledge.

Keywords: self-government, critical thinking, birth of truths, communalism, tools for improving the state.

 Во многом устойчивого формирование конкурентных позиций стран в мире будущего зависит от совершенства государства, которому требуются научные знания для совершенствования управленческих решений. Совершенство экономики, науки, обороноспособность и развитие человеческого капитала страны – проекции совершенства системы государственного управления.

Граждан России в первую очередь интересует вопрос о совершенстве не конкурентов, а своего государства. Сколько должно быть государства в жизни общества, каким оно должно быть, что может содействовать улучшению управления, как нужно адаптировать институты власти к внешним и внутренним переменам.

Чтобы совершенствовать государство, необходимо понимать сколько и каких органов власти нужно, как распределены их полномочия и ресурсы, каков порядок их перераспределения в экстренных ситуациях. Цифровизация приводит к изменению механизмов общественной координации, включая взаимодействия на уровне личности, групп, сообществ, обществ и цивилизаций. Принципиально возрастающая активность и интенсивность коммуникаций приводит к бурному развитию сообществ, идей построения более прогрессивного и эффективного общества по сравнению с известными системами – капитализмом, социализмом, утопиями и антиутопиями.

Но вопрос государственного строительства крайне сложен, а взгляды исследователей часто принципиально различны. Анархисты и неоанархисты отрицают роль государства в жизни современного общества, в то время как преуспевающий Китай выстроил мощнейшую иерархическую государственную систему, детализированно контролирующую граждан. Понятно, что в целом формирование государства должно отвечать национальной культуре населения России.

По мнению П.А. Кропоткина, человеческое общество зиждется на общей практике взаимопомощи, которая в прогрессивной эволюции играет гораздо более важную роль, чем конкуренция. Все попытки сделать мир более успешным и справедливым – новые экономические и социальные учреждения, новые этические системы и новые религии – представляются постепенным распространением начал взаимной помощи [1].

Сторонники философского коммунитаризма полагают, что общины, общество формируют каждого отдельного человека. Идеологический коммунитаризм объединяет моральный консерватизм и леволиберальную экономическую политику, стремится к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности. Коммунитаристы считают, что сообщества уже существуют в виде общих социальных практик, культурных традиций и общественного взаимопонимания и нуждаются в поддержке. Две важнейших характеристики сообществ по А. Этциони: отношения между группой индивидуумов, перекрещивающиеся и усиливающие друг друга, и самобытная культура, выражающаяся в форме приверженности набору общих ценностей, норм и смыслов [2].

Цель культурного коммунитаристического сообщества – сохранение своих экзистенциальных форм, которые являются поочередно функцией личной и коллективной идентичности, т.е. поддержание существование сообщества с чертами коммунитаризма. Цель политического сообщества – создание инструментов коммуникаций и понимания друг друга, создать каналы связи между теми, кто не обладает общностью идей, интересов и ценностей, позволяющая иметь разнообразие в рамках сообщества [3].

Теория государства на общинной основе по мнению ее автора М. Букчина – последовательная организация идей диалектической философии природы, политики конфедерализма, неиерархического социального анализа [4]. Муниципалитеты, заинтересованные в гармонизированном с природой развитии, являются основным полем действия. Социальное устройство – коммунитарное общество, ориентированное на человеческие потребности, удовлетворение экологических требований и разработке новой этики, основанной на солидарности.

Коммунализм позволяет совершенствовать институты государственной власти с учетом интереса государства и граждан, решать назревшие проблемы, выискивать таланты и возможности. Вопрос его значимости и необходимости обращения к его положениям состоит в его практической востребованности – в том, насколько совершенно реальное государство.

Даже поверхностный анализ проблем, с которыми мы сталкиваемся в быту, позволяет найти массу меток несовершенства системы управления. Мы выбрасываем почти половину продуктов, что свидетельствует как о низком качестве продуктов, которые мы покупаем, так и о расточительности и невнимании граждан. Пресловутые бордюры являются важнейшим элементом дорожного строительства и благоустройства – чтобы получить доступ к таким высокооплачиваемым работам не жалко ни асфальта, ни дорог. Причем это продолжается десятилетиями, но вместо того, чтобы поправить расценки работ в федеральных и территориальных ценниках, мы предпочитаем ломать построенное.

Полгорода огромной Москвы – в условиях объявленной нам коллективным Западом экономической войны – едет два часа в день от компьютера к компьютеру, обеспечивая работой транспортников столицы и поставщиков энергии и энергоресурсов. Выступающие успешные юристы докладывают точку зрения «от руководства»: удаленная работа приводит к потере контроля. Возникает вопрос, что подвергается контролю при личном присутствии подчиненных – физиологические функции или наличие частей тела, если все характеристики выполняемых на компьютере работ при представлении этих работ присутствуют?

Мы утратили позиции в сфере качества человеческого капитала – ранее система образования СССР оценивалась если не как первая, то как третья в мире. Сегодня система высшего образования в международном национальном рейтинге высшего образования оценивается намного скромнее: Россия занимает 35-е место в общем зачете 50 стран [5].

Конкурентоспособность нашей науки также вызывает массу сомнений: мир науки стал англоязычным на 90%. Подмена решения задач отчетами, а исследований – их имитацией приобрела массовый характер.  Наши крупнейшие предприятия хотят не зарабатывать на основе инноваций, что требует знаний и дается с трудом, а просто получать доход с ближнего, используя свою рыночную силу и административные ресурсы.

В рамках современной «большой игры» подавления коллективным Западом России поблажек не будет. Вопрос совершенства вооружений далеко не самый главный – в стратегическом периоде вопрос сохранения суверенитета и стратегической автономии России решит экономическая безопасность и самодостаточность экономики страны. Но экономическая безопасность утрачена, а деятельность в этой сфере, которая должна опираться на национальные интересов, чиновники формируют на основе их личных интересов: экономическую безопасность превращают в «поле игры с государством в финансы» и вполне цинично не стесняются это заявлять.

Сборка государства в 2000-х в условиях несовершенства, противоречий и борьбе групп элит за богатства страны была крайне сложна. Группы элит поддерживали разные кандидатуры в отраслевых и территориальных ведомствах, которые обеспечивали прежде всего защиту их собственных интересов. Обогащение элит в условиях концентрации на приобретении богатства и полного отказа от идеологии способствовало подмене служения отечеству, тем более что борьба с коррупцией была крайне осторожной, чтобы не нарушить системы сдержек и противовесов при восстановлении государства.

Несовершенство элит в особых комментариях не нуждается. Вопросам элит посвящено огромное количество статей и более сотни отечественных диссертационных исследований, большинство из которых носят критический характер. В условиях несовершенства элит приходится рассматривать процессы как захвата элитами стран, так и процесс захвата элит внешними мощными агентами [6,7,8]. Захват элитами государства характерен для Бразилии и был реализован ранее в Южной Африке. Процесс захвата элит мы наблюдаем сегодня в ЕС: евробюрократы назначаются из групп, которые готовит США и которые отстаивают интересы европейцев только в случае совпадения их с интересами США.

Несовершенство элит и ошибочность их представлений связаны не только с формированием клановой культуры. Отсутствие знаний и необходимой подготовки для управления страной и приводило к опоре на простые истины и понятия, принятые в элитарных группах безотносительно к интересам страны. Происходит процесс подмены интересов страны и общества интересами элит. Чтобы нанести значимый ущерб интересам страны не обязательно подписывать контракт в Ленгли – достаточно предпринять неверные действия в управлении критическими вопросами или процессами, или просто не делать необходимых действий.

Распространение и усиление бюрократии можно наблюдать во всех сферах деятельности, даже в тех, в которых критическое мышление является основанием успешной деятельности. Научные истины всегда рождалась в споре, в присутствии критического мышления и его приоритете над иными отношениями в социальной сфере: «Платон мне друг, но истина дороже». Однако в современном научном мире право на научную истину стали приобретать околонаучные администраторы по должности. В перерывах между дележом вознаграждений, раздаче заданий, разрешении конфликтов и необходимости тратить время на применение извлеченных ресурсов стали всуе приниматься решения по вопросам истинности и ценности научных знаний. Оценка развития науки стала опираться на два показателя – объемы затрат и количество публикаций, а оценку динамики сложной демографической ситуации сменило количество отчетов регионов.

Произошла подмена научного знания знанием экспертным. Но экспертное знание является не научным, а доверительным. На должность эксперта часто попадают знакомые, разделяющие взгляды и оценки приглашающих. Экспертиза в таких условиях, как правило, становится источником распространения традиционных подходов и «освоенных» ошибок и не может согласиться (одобрить, пропустить) новые нестандартные решения, которые сочетают решения проблем и использование возможностей.

Сегодня мы фактически находимся в состоянии экономической войны с объединенным Западом. На этом поле мы не имеем современных инструментов, не имеем грамотных исследователей, способных работать со сложными экономическими системами. В нашем активе нет развитых глобальных экономических моделей, как в США и ЕС.

Глубинные глобальные трансформации мироустройства являются не только проблемой, но и возможностью восстановления конкурентоспособности для России. В настоящее время есть две важнейших тенденции – интеграции человеческого и искусственного интеллекта, а также перехода к управлению конвергенции знаний и технологий.

Чтобы воспользоваться ими необходим переход от формирования государства на основе клановых элит к целенаправленному созданию государства на основе цифровой экосистемы, которую невозможно выстроить без доверия и партнерства. В этой экосистеме человек и ИИ обучаются совместно, диагностика конвергенции является лишь предварительным этапом для формирования успешного будущего, которое опирается на существующие таланты, доступные ресурсы и партнерство. При этом формируется мультисеть, охватывающая все население страны с учетом выявленных способностей, интересов и доступного для творчества времени.

Список источников:

  1. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции — М.: Самообразование, 2007. – [электронный ресурс] – URL: https://iphras.ru/elib/Kropotkin_Vzaimopom.html (дата доступа 10.10.20220
  2. Etzioni The Active Society: A Theory of Societal and Political Processes Collier-Macmillan, 1968
  3. Viola F. (2004). The links of the community according to liberalism and communitarianism (pp. 521-533). In E.Banus, A. Llano (eds) Present and Future of Liberalism, Eunsa, Baranain,
  4. Bookchin, M. (2006). Social Ecology and Communalism, Edinburgh, AK Press, 121 p,
  5. U21 Ranking of National Higher Education Systems  — [электронный ресурс] – URL: https://universitas21.com/rankings (дата доступа 10.10.2022)
  6. Wong, Sam. Elite Capture Or Capture Elites? Lessons From The ‘Counter-Elite’ And ‘Co-Opt-Elite’ Approaches In Bangladesh And Ghana, WIDER Working Paper 2010/082  Helsinki: UNU-WIDER, 2010.
  7. DZANKIC, JELENA Capturing contested states: structural mechanisms of power reproduction in Bosnia and Herzegovina, Macedonia and Montenegro — [электронный ресурс] – URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/60030/Dzankic_BH%20Mac%20Montenegro_fin.pdf?sequence=1 (дата доступа 10.10.2022)
  8. STATE CAPTURE: AN OVERVIEW — [электронный ресурс] – URL: https://www.transparency.org/files/content/corruptionqas/State_capture_an_overview_2014.pdf

 ***   ***   ***   ***

УДК 336.225.621; 336.225.621; 336.225.67

 КНЯЗЕВА Анастасия Викторовна,

кандидат экономических наук,

доцент Департамента налогов и

налогового администрирования

Факультета налогов, аудита

и бизнес-анализа,

 Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

Москва

avknyazeva@fa.ru

 

KNYAZEVA Anastasia Viktorovna,

Candidate of economics,

Associate Professor of the Department of taxes

 and tax administration of

 the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis,

Financial University under

 the Government of the Russian Federation

Moscow

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам налогового администрирования малого и среднего бизнеса в целях сокращения налогового разрыва по подоходным налогам. Малый и средний бизнес многочислен, обеспечивает занятостью существенную долю населения. Основные проблемы, с которыми сталкивается налогоплательщик – это высокая стоимость ведения налогового учета, представления налоговой отчетности, сложности с соблюдением сроков, установленных налоговым кодексом. Следствием таких проблем становится неполная и несвоевременная уплата налогов, тяжелое финансовое положение предпринимателей. Цель настоящей статьи определить направления развития налогового администрирования малого и среднего бизнеса, ориентированного на снижение бремени налогового комплаенса и одновременного сокращения налогового разрыва.

Ключевые слова: налоговый разрыв, комплаенс малого и среднего бизнеса, налоговое администрирование малого бизнеса.

 TRENDS IN SME TAX ADMINISTRATION.

Abstract.  The study develops on tax administration of small and medium enterprises towards reduction of tax gap on income taxes. Small and medium enterprises (SME) are numerous, they provide for employment of significant share of population. At the same time the major challenges for SME are high compliance costs, difficulties in complying with tax payment schedule. It results in incorrect and late payment of taxes, sometimes bankruptcy. The purpose of the article is to identify trends in contemporary tax administration of small and medium enterprises aimed at reduction of tax compliance burden and tax gap as well.

Keywords:tax gap, SME compliance, tax administration for SME

 Настоящая статья посвящена вопросам налогового администрирования малого и среднего бизнеса в целях сокращения налогового разрыва по подоходным налогам. В целях исследования к малому и среднему бизнесу относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также организации, отвечающие критериям малого бизнеса в России и за рубежом. Несмотря на название этой категории предпринимателей, они играют важнейшую роль в экономике отдельных стран и выходят на международные рынки. Малый и средний бизнес многочислен, обеспечивает занятостью существенную долю населения [1]. Это объясняет внимание государства к данной категории предпринимателей и налогоплательщиков, обязывает обеспечить условия для их эффективной экономической деятельности, комфортный порядок налогообложения. Основные проблемы в налогообложении, с которыми сталкивается малый бизнес – это высокая стоимость ведения налогового учета, представления налоговой отчетности, сложности с соблюдением сроков уплаты налогов и сборов. Следствием таких проблем становится неполная и несвоевременная уплата налогов, как следствие, возникновение налогового разрыва в налоговых доходах бюджетов, тяжелое финансовое положение предпринимателей.

Показатель налогового разрыва в налоговом администрировании.

Налоговый разрыв представляет собой разницу между расчетной и фактической величиной налоговых поступлений, полученных в результате своевременной и добровольной уплаты налогов [2]. Эта величина позволяет государству оценить эффект работы в области комплаенса, определить области высокого риска, верно распределить ресурсы налогового ведомства для сокращения налогового разрыва, увеличения налоговых поступлений либо снижения налоговой нагрузки на отдельные категории налогоплательщиков, виды доходов и капитала, на экономику в целом.

Исследования налогового разрыва носят эпизодический, нерегулярный характер, кроме того, преимущественно имеют временной лаг, например, Служба внутренних доходов США представила данные за налоговый период 2013 года представлены в отчете 2019 года [3]. Наиболее свежая оценка налогового разрыва за 2020/21 налоговый представлена в публикации налогового ведомства Великобритании (HMRC) 2022 года [4].

Причины налогового разрыва разнообразны: непреднамеренные ошибки налогоплательщика в регистрах налогового учета, в налоговой отчетности; уклонение от налогообложения и банкротство налогоплательщика, в результате которого невозможно взыскать задолженность по налогам и сборам; различная интерпретация налогового законодательства налоговым органом и налогоплательщиком как в связи со сложностью, уникальностью сделки налогоплательщика, так и в связи с агрессивным налоговым планированием. На теневую экономику и криминальное поведение налогоплательщиков приходится в совокупности около четверти от величины налогового разрыва, однако эти причины налогового разрыва связана с налоговым администрированием косвенно и выходят за рамки исследования.

В структуре налогового разрыва (на пример в Канаде, Австралии, Великобритании [5]) преобладают подоходные налоги, уплачиваемые малым бизнесом, на фоне высокой дисциплины налоговых агентов по подоходным налогам и организаций по налогу на прибыль. Определим направления развития налогового администрирования малого бизнеса в целях сокращения таких различий на примере главного фактора налогового разрыва (отсутствия налогового учета, неаккуратности в его ведении, в декларациях, отчетах) на примере налогов с наибольшим разрывом: подоходного налога, уплачиваемого с доходов работников и доходов индивидуальных предпринимателей, и корпорационного налога, уплачиваемого МСБ и крупными организациями.

Особенности порядка исчисления и уплаты подоходного и корпорационного налога, сроков уплаты этих налогов отдельными категориями налогоплательщиков.

Основное различие в порядке исчисления и уплаты подоходного налога, уплачиваемого с дохода по трудовому договору, и налога, уплачиваемого с предпринимательского дохода, заключается в том, что в первом случае налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом, источником выплаты дохода физического лица, проще говоря, работодателем. Участие налогового агента в отношениях между налогоплательщиком и налоговым органом:

— снижает риск неполной и несвоевременной уплаты налога в связи с незнанием налогоплательщиком своих обязанностей и налогового законодательства;

— снижает риск большого количества ошибок в расчете налога несведущим в налоговом законодательстве налогоплательщиком, а значит снижает затраты на налоговый контроль, возможно несопоставимо высокие в сравнении с суммой неуплаченного налога;

— избавляет налогоплательщика от существенных временных затрат на изучение налогового законодательства, налоговый комплаенс, позволяет налогоплательщику не отвлекаться от своей профессиональной деятельности (учителя, программиста, врача, маркетолога и др.) и полностью посвятить себя совершенствованию в своей сфере;

— обеспечивает равномерное поступление налоговых доходов в бюджет.

Одновременно рутинный характер дохода работника облегчает налоговому агенту процесс расчета налога. В выигрыше остаются все стороны налоговых отношений. Величина налогового разрыва в этом случае минимальна: налоговый учет ведется регулярно, формируя основу для расчета налога; налоговый платеж выплачивается преимущественно своевременно.

В развитых странах с прогрессивной системой налогообложения (Австралия, Германия, Дания, Колумбия, Португалия, Сингапур) налоговый орган берет на себя обязанность [6] по формированию налоговой декларации, которую направляет налогоплательщику по итогам налогового периода. Такая необходимость возникает, если источников дохода несколько и только налоговый орган обладает полной картиной о величине совокупного дохода, его типе, льготах налогоплательщика, а значит налоговый орган может верно применить прогрессию в налогообложении. Сведения о доходах налоговое ведомство получает от работодателя, финансовых институтов (банков, брокеров, страховщиков и др.). В качестве пилотных проектов некоторые страны распространяют практику формирования предварительной декларации по НДС и налогу на прибыль организаций, в основе которой лежат цифровые счета фактуры и цифровизация налогового учета в целом.

В отличие от работника, предприниматель исчисляет и уплачивает налог, ведет налоговый учет, представляет расчеты и декларации самостоятельно. Это обусловлено видом экономической деятельности, разнообразием источников и видов доходов, особенностями финансирования предпринимательской деятельности, ее инвестиционными аспектами, т.е. большей сложностью в определении налоговой базы, расчете налога. От предпринимателя требуются специальные знания и навыки в области налогообложения. В то время как крупный бизнес справляется с обязанностями по налоговому комплаенсу, способен нести расходы на квалифицированный персонал, необходимое программное и информационное обеспечение, малый бизнес сталкивается с существенными сложностями в правильном учете [7] операций для целей налогообложения, выборе режима налогообложения и своевременности уплаты налога. Расходы на комплаенс в Европе [8] составляют в среднем 1,9% от оборота организаций, при этом для организаций, входящих в группу компаний с иностранной материнской компанией показатель снижается до 0,9%, а для малого бизнеса вырастает до 5–15% и выше [7]. Некоторые исследования [9] показывают, что фактор затрат на комплаенс не должен сокращаться посредством предоставления налоговых льгот, так как льготы сами по себе создают дополнительную нагрузку для налогоплательщика при обращении за льготами, выполнении условий их применения. Сокращение затрат по комплаенсу должно быть результатом эффективного налогового администрирования, которое должно обеспечивать простоту и доступность налогового учета для широкого круга малого бизнеса, должно сокращать количество отчетности и частоту налоговых платежей [1].

Современное налоговое администрирование стремиться достичь простоты и доступности налогового учета через цифровизацию, под которой уже недостаточно подразумевать программное обеспечение, электронные счета-фактуры. Сегодня цифровизация налогового учета – это интеграция электронных документов налогоплательщика в налоговую отчетность, исключение ручного ввода данных в документы первичного учета, в данные налоговых регистров, в налоговые декларации, обеспечение обмена данными между налогоплательщиками, налоговыми органами, налоговыми агентами, финансовыми посредниками в автоматическом режиме в единой цифровой среде с использованием единого цифрового профиля.

Что касается порядка уплаты налога, то здесь налоговые органы стремятся максимально автоматизировать процесс уплаты налога и приблизить его к моменту получения дохода. Многие самозанятые, представители малого бизнеса особенно с низкими доходами, приветствуют уплату налога более регулярно, чтобы облегчить планирование денежных потоков и исключить неожиданные налоговые уведомления [10], должники предпочли бы платить налоги через механизм авансовых платежей, чтобы обрести чувство контроля над своими налоговыми обязательствами и оборотными средствами в целом [11].

На сегодняшний день подоходный налог работника и подоходный налог с предпринимательского дохода уже уплачиваются с использованием авансовых платежей (PAYE/PAYG), что позволяет сблизить моменты возникновения дохода и уплаты налога для уменьшения инфляционного эффекта налоговых поступлений в бюджет, для обращения за вычетами, льготами, за возмещением излишне удержанного налога, получением государственных пособий и выплат. На примере Великобритании мы видим, что крупнейший бизнес платит авансовые платежи с отсрочкой по сравнению с ежемесячной уплатой авансовых платежей по подоходному налогу своих сотрудников, а малый бизнес получает отсрочку на 9 месяцев по уплате налога, рассчитанного самостоятельно в налоговой декларации. В результате налоговый контроль малого бизнеса осуществляется в еще более поздние сроки, раннее выявление нарушения налоговой дисциплины затруднено.

На фоне опросов малого бизнеса и данных о налоговом разрыве можно сделать вывод об имеющихся недостатках в самостоятельном расчете и декларировании налога, а также о различиях в порядке уплаты налога, которые необходимо устранить в интересах не только государства, но и налогоплательщиков.

Направления развития налогового администрирования МСБ по снижению налогового разрыва.

С учетом вышеизложенного налоговое администрирование малого и среднего бизнеса (МСБ) должно развиваться в направлении снижения нагрузки по налоговому комплаенсу, расходов на налоговый контроль, частоты контрольных мероприятий. В связи с этим можно выделить следующие приоритеты налогового администрирования среднего и малого бизнеса:

  1. Достижение простоты ведения учета и его интеграция с базами данных налоговых ведомств через программное обеспечение, интегрированное в систему налогового контроля налогового ведомства. Обязательным функционалом баз данных любой формы является возможность формировать налоговую отчетность напрямую из этой базы данных, без ручного ввода данных в декларации и расчеты.
  2. Переход на отчетность в режиме реального времени. В России есть пример максимального сближения периода возникновения дохода и уплаты налога в рамках налога на профессиональный доход [12] с налоговым периодом равным месяцу, также с 2022 года реализуется режим АУСН, кроме этого развиваются электронный документооборот и институт горизонтального мониторинга, который в перспективе должен распространится на широкий круг налогоплательщиков. В Великобритании расширяет свое действие система Making Tax Digital с НДС на подоходный налог с 2023 года и корпорационный налог ориентировочно с 2026 года [13]. Цифровизация в Китае привела к отказу от уплаты налога на вмененный доход, характерного для развивающихся стран, в пользу налога с фактического дохода, учитывающего текущие финансовые результаты предпринимательской деятельности с учетом финансово-экономических условий в стране и мире.
  3. Простое ужесточение налогового администрирования микро-, малого и среднего бизнеса будет иметь временный краткосрочный эффект и негативные последствия для развития взаимоотношений налогоплательщиков и налогового органа [9]. С учетом зарубежных тенденций автором рекомендуется внедрение в цифровую среду налогового администрирования в России инструментов оценки налоговых обязательств молодого предпринимателя (впервые открывшего бизнес) при использовании разных режимов с возможным графиком уплаты авансовых платежей, поскольку налоговое ведомство обладает необходимой экспертизой в этой области. Цифровая налоговая помощь в выборе налогового режима должна быть доступна молодому предпринимателю в течение первых 2-3 лет ведения деятельности с освобождением от ответственности за впервые совершенные налоговые правонарушения без умысла, намерения получить необоснованную налоговую выгоду, уклониться от налогообложения. В результате вырастет культура налогоплательщика, сократиться налоговый разрыв, количество мероприятий налогового контроля, затрат на их проведение.
  4. Интеграция профиля налогоплательщика в единую государственную цифровую среду, которая расширит доступ и повысит привлекательность малого и среднего бизнеса к тендерам государственных органов и крупного бизнеса; к финансовым рынкам.

Список источников:

  1. Soren Martin Bergner, Rainer Brautigam, Maria Theresia Evers, Christoph Spengel. The Use of SME Tax Incentives in the European Union. Discussion Paper No.17-006 ZEW, 2017 . — http://ftp.zew.de/pub/zew-docs/dp/dp17006.pdf (датапосещения07.2022)
  2. Шакирова Д.Ю., Засько В.Н. Налоговый разрыв: особенности определения и мировой опыт. Российское предпринимательство. – 2014. — №18(264)-с.163-170 – EDN STDMQV.
  3. IR-2019-159 ‘; FS-2019-11 ‘Understanding the latest tax gap estimates and overall taxpayer compliance’; Federal tax compliance Research: tax gap estimates for tax year 2011-2013. Publication 1415 (Rev.9-2019)IRS.  Sept 2019. https://www.irs.gov/newsroom/understanding-the-latest-tax-gap-estimates-and-overall-taxpayer-compliance  (датапосещения07.2022)
  4. Tax gaps: Illustrative tax gap by behaviour. Updated 23 June 2022. HMRC https://www.gov.uk/government/statistics/measuring-tax-gaps/7-tax-gaps-illustrative-tax-gap-by-behaviour  (дата посещения08.2022)
  5. Measuring tax gaps 2022 edition: tax gap estimates for 2020 to 2021. Updated 23 June 2022. Tackling the tax gap. National Audit Office. UK. 22 July 2020.  Australian tax gaps overview, ATO.GOV.AU ,  Overall federal tax gap report: estimates and key findings for non-compliance, tax years 2014-2018. ISBN 978-0-660-38676-8, 28 June 2022. (дата посещения 15.08.2022)
  6. Tax administration 2022: Comparative Information on OECD and other advanced and emerging economies. OECD Publishing, Paris, June 2022 – https://doi.org/10.1787/1e797131-en (дата посещения08.2022)
  7. Roel Dom, Anna Custers, Stephen Davenport, Wilson Prichard. Chapter 5. Innovations in Tax Compliance. Building trust, navigating politics and tailoring reform. International Bank for Reconstruction and Development. The Worldbank Group. 2022. DOI: 10.1596/978-1-4648-1755-7 (дата посещения 28.08.2022)
  8. Tax compliance costs for SME: an update and compliment report. Janhttps://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/70a486a9-b61d-11ec-b6f4-01aa75ed71a1/language-en  (дата посещения 15.06.2022)
  9. Peter Buyl, Annelies Roggerman. Do SMEs face a higher tax burden? Evidence from Belgian tax return data. Prague Economic Papers 28 (6):1-19, December 2019. DOI:10.1.18267/j.pep.719 https://www.researchgate.net/publication/333106591_Do_SMEs_Face_a_Higher_Tax_Burden_Evidence_from_Belgian_Tax_Return_Data (дата посещения 15.08.2022)
  10. Tax reporting and payments review OTS Tax reporting and payment arrangements review. HMRC. October 2019  https://www.gov.uk/government/publications/ots-tax-reporting-and-payment-arrangements-review  (дата посещения 3.06.2022)
  11. Research report 557 Supporting customers to pay their tax on time Qualitative research to understand customer responses to upstream debt prevention options. September 2019. HMRC  https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/827825/Supporting_customers_to_pay_their_tax_on_time.pdf   (дата посещения06.2022)
  12. Пьянова М.В. О некоторых особенностях применения налога на профессиональный доход. Налоги и налогообложение. – 2021. — №3 – с.86-103.-DOI 10.7256/2454-065X.2021.3.35697.-EDN MRSURZ
  13. Overview of Making Tax Digital. Updated 1 April 2022. HM Revenue and Customs. https://www.gov.uk/government/publications/making-tax-digital/overview-of-making-tax-digital (дата посещения07.2022)

***   ***   ***   ***

УДК 339.564

МИНЧИЧОВА Валерия Сергеевна,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

Института мировой экономики и международных финансов

Департамента мировой экономики и международного бизнеса

Факультета международных экономических отношений,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва

VMinchichova@fa.ru

  

MINCICOVA Valerija Sergeevna,

Candidate of Economics,

Leading Research Fellow

Institute of World Economy and International Finance,

Department of World Economy and International Business,

International Economic Relations Faculty,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ «КРЕМНИЕВОГО ЗАНАВЕСА» И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ

Аннотация. Российская экономика и отрасль электроники столкнулась в 2020-х годах с проблемой ухода ряда западных компаний, что вызвало ограничение поставок составных частей для электроники и компьютерной техники – микрочипов и микросхем. Однако задача создания собственных аналогов, импортозамещающих товаров поставлена Правительством РФ и ресурсы для преодоления «кремниевого занавеса», а точнее создания собственных высотехнологичных товаров, в том числе и для экспорта, есть. Значительная часть производителей – представители сектора малых и средних предприятий. В статье представлены пути и инструменты развития технологий, позволяющих создать и продвинуть на внешние рынки такую продукцию как полупроводники, микрочипы, микросхемы, процессоры, прежде всего развитие научных исследований и внедрение НИОКР в производство, а также механизмы бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов.

 Ключевые слова: импортозамещение, экспортный потенциал России, высокие технологии, кремниевый занавес, государственная поддержка экспорта, полупроводники.

 Ways to overcome the “silicon curtain” and prospects for export of high-tech products in Russia

 Abstract. Russian economy and electronic sphere in particular faced the developed countries’ companies leaving the country in 2020-s and limiting the exports of the particles for electronic devices and computers. At the same time the task to substitute imports is formed by the Government of Russia, and the resources for overcoming the “silicon curtain” and creating the high-tech goods for internal use and export are in place. Th substantial part of producers are small and medium-sized firms. The article provides several ways and instruments for technologies development, that will help such goods as semiconductors, microchips, processing machines to promote to external markets. Among them there are scientific research, R&D results implementation for industries, business acceleration and incubation mechanisms.

 Keywords: import substitution, Russia’s export potential, high technologies, silicon curtain, state support for exports, semiconductors.

 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.

 

Производство полупроводников и микрочипов – одна из самых географически рассеянных цепочек создания стоимости. Так, кремний могут добывать в Китае, слитки разделять на неизолированные пластины – в Японии, вытравливать интегральные схемы на фабричных пластинах – в США, собирать и тестировать – в странах Юго-Восточной Азии, собирать в готовые компьютерные товары – в Южной Корее. Россия исторически не является одним из важных узлов этой ГЦСС (кроме некоторых компонентов начала цепочки – сапфировых подложек, редкоземельных металлов), в основном экспортируя готовые товары.

Ввиду действия ограничительных санкций многие корпорации приостанавливают свою деятельность в России, например, производитель компьютерной техники и электроники Acer, производитель микросхем TSMC отказали в производстве российских микрочипов «Эльбрус» и «Байкал». Это явление стало называться «кремниевым занавесом».

Российской экономике необходимо развивать импортозамещение полупроводников, микросхем, чипов и базирующихся на них производств отечественной электроники. Первые шаги в этом направлении уже были предприняты в соответствии со Стратегией развития электронной промышленности до 2030 года, утвержденной в 2020 году. Бюджет реализации составляет более 250 млрд рублей. А экспертные оценки создания собственного микроэлектронного производства дают сроки от 4 до 20 лет. Важный залог реальности самообеспечения государства полупроводниковой продукцией – наличие большинства компонентов на своей территории.

Конкурентным преимуществом совокупности электротехнических отраслей является возможность производства полупроводников российскими чипмейкерами [3]. Изготовлением микросхем, например, занимается АО «Микрон», который выступает производителем полупроводников № 1 в России, выполняющим полный цикл изготовления микросхем, включая проектирование, производство и сборку. Компания производит более 700 типов продукции, включая усложненные микросхемы.

Несомненно, существуют недостатки российских высокотехнологичных товаров на внешних рынках. Одним из таких недостатков является неточность в производстве такого вида высокотехнологичной продукции как полупроводник. Сложность при производстве заключается в том, чтобы создать «трафарет», на который нужно ввести атомы элементов, и непосредственно ввести примеси. Российские «трафареты» при изготовлении получаются грубыми за счет того, что до конца не отлажена технология введения атомов на «трафарет».

Очевидно, что замещение импортных аналогов в рассматриваемой сфере – первая ступень развития высокотехнологичного производства, следующая ступень – доведение качества товаров до уровня, позволяющего такие товары экспортировать. По данным РБК, доля экспорта высокотехнологичных товаров в России в общем объеме экспорта в локальном пике 2016 года составляла 4,4%, и существующие нацпроекты призваны эту долю значительно увеличить. Рассмотрим основные препятствия для реализации таких планов.

Центральным Банком Российской Федерации было проведено исследование факторов, ограничивающих развитие российского экспорта, то есть конкуренции на международных рынках. Результаты исследования будут представлены далее [2].

В соответствии с результатами опроса, 29% респондентов отметили (табл. 1), что главным ограничением является высокая себестоимость продукции. Низкая производительность делает положение российских экспортеров неустойчивым, ведь для преодоления издержек выхода на зарубежные рынки и сохранение завоеванных позиций необходима высокая эффективность предприятий. На себестоимость оказывает немалое влияние высокая доля импортных частей в конечном высокотехнологичном товаре, а с существующей политикой импортозамещения, можно говорить о еще большем увеличении стоимости материалов для производства, и, как следствие, об увеличении добавленной стоимости, понижающей конкурентоспособность конечного товара на международном рынке [6].

 

Табл. 1. Основные ограничения для развития экспорта (% от ответивших, могли выбрать несколько вариантов)

Факторы, препятствующие развитию экспорта Экспортеры Неэкспортеры
Высокая себестоимость производства продукции 29 16
Высокие затраты на маркетинговое продвижение за рубежом 24 17
Особые требования страны-импортера для российской продукции 21 13
Качество продукции не соответствует экспортному спросу 19 36
Торговые ограничения на ввоз российской продукции в странах-импортерах 17 6

Источник: составлено автором по материалам аналитической записки ЦБ РФ.

 

19% и 21% респондентов соответственно отметили, что ключевым ограничением для выхода на международные рынки является несоответствие качества производимой продукции экспортному спросу и особые требования к производимой продукции. В связи с этим можно говорить о том, что устранение каких бы то ни было барьеров для экспорта – не универсальное решение проблемы отсутствия новых экспортеров. Необходимо совершенствовать качество предлагаемой для экспортных рынков продукции, использовать современные материалы и компоненты, способствовать обновлению основных фондов на производстве, увеличивать расходы на НИОКР.

Именно эти пути являются основными для преодоления «кремниевого занавеса» и в будущем для стимулирования экспорта высокотехнологичных полупроводников, микрочипов, микросхем, процессоров, электроники в экономики дружественных стран.

На мировом рынке можно наблюдать тенденцию к росту доли расходов на НИОКР. Масштабные разработки и внедрение инноваций могут быть реализованы при создании системы, основанной на взаимосвязанных элементах «промышленность-инновации-наука-образование». Расширение и интенсификация фундаментальных и прикладных исследований, повышение качества преподавания математики, физики и инженерных дисциплин в высших и средних учебных заведениях приведут к лучшим результатам. По данным Росстата производство компьютерной техники, электронных/цифровых и оптических изделий занимает первое место по уровню инновационной активности организаций – 52,4% всех предприятий, осуществляющих НИОКР и/или внедряющих их в производство.

Движущей силой упомянутой системы должны выступать промышленные российские компании, лидеры в определенных отраслях промышленности с мощной современной производственной инфраструктурой и огромными финансовыми возможностями. Государство должно оказывать поддержку посредством законодательной деятельности, направленной на формирование индустриально-инновационной политики, обеспечивающей производство инновационных товаров, которые смогут конкурировать в высокотехнологичных сегментах мирового рынка.

Высокотехнологичное производство и компании, которые этим занимаются, имеют отличительные характеристики, такие как крупные расходы на инновационное производство, подготовка высококвалифицированных кадров, защита интеллектуальной собственности. Таким образом, необходимо усовершенствовать систему высокотехнологичного производства именно в этих областях. Как уже было отмечено ранее, повышение качества образования способствует наилучшей подготовке специалистов в области инноваций. Государству необходимо создавать больше возможностей для получения качественного образования и систему поощрения инновационной деятельности [1].

Также важным пунктом для достижения поставленной цели является активная поддержка бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов [4]. Это организации, которые поддерживают молодые стартапы с самого начала их зарождения и до выпуска в свет. Такие организации помогают компаниям или людям, которые недостаточно опытны и компетентны в вопросах рыночных отношений, маркетинга, управления, [5] однако у них есть инновационные разработки, которым нужен толчок и нужно задать направление для того, чтобы выйти на рынок отечественный или даже мировой.

При рассмотрении данной темы можно обратиться к опыту Китая, который в свое время вместо полного закрытия, наоборот, открывался для сотрудничества. Российским высокотехнологичным компаниям следует переобучить персонал для работы с азиатскими партнерами. Азиатские страны –очевидное перспективное направление для сотрудничества в 2020-х гг. Азиатский и европейский рынки имеют значительные отличия: менталитет, порядок ведения бизнеса, переговоров и другие. Переориентация включит в себя и обучение кросс-культурному менеджменту.

Что касается самих высокотехнологичных компаний, по методу бенчмаркинга, имеет смысл применить системы управления компаний-лидеров в этой области к российским компаниям, но с адаптацией по российские особенности. Например, одним из пунктов, на который стоит обратить внимание – это вовлечение всех сотрудников компании к разработке идей в инновационной деятельности, предоставление возможностей на реализацию собственного потенциала и развитая система мотивации [7].

Также зарубежные успешные компании часто практикуют механизм «Spin-in» в своей деятельности, то есть присоединение малой компании, которая занимается инновационной деятельностью, смежной с деятельностью главной компании. Также кооперация в виде стратегических альянсов, совместных предприятий повышают качество производимой продукции и эффективность продвижения на внешних рынках [8].

Таким образом, роль малого и среднего предпринимательства в деле преодоления «кремниевого занавеса» серьезно возросла и вводимые меры государственной поддержки через уже созданные и давно функционирующие институты будут способствовать развитию отраслей, связанных с производством электроники. Во многом импортозамещение в этой сфере будет зависеть от инициативы компаний, которые могут получить поддержку государства.

 

Список источников:

  1. Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики // Креативная экономика. Т. 9. № 4. С. 473
  2. Карлова Н., Пузанова Е. Что мешает российскому экспорту: результаты опроса предприятий – аналитическая записка // Банк России, апрель 2021.
  3. Российский «чипмейкер №1» удваивает производство. Российской микроэлектронике дадут новую жизнь // Cnews URL: https://www.cnews.ru (дата обращения: 15.09.2022)
  4. Цветцых А.В. Сущность и место бизнес-акселератора в системе инновационной инфраструктуры региона / А. В. Цветцых, Ю. В. Федорова // Решетневские чтения. – 2013. – Т. 2. – С. 385–386.
  5. Bazilevich S., Lipkina E., Malygina M.. (2021). Company competitiveness management. CITISE. DOI: 28. 15350/2409-7616.2021.2.44.
  6. Edil Sahin B. (2019). Impact of high technology export on economic growth: an analysis on Turkey. Journal of Business, Economics and Finance (JBEF), V.8(3), p.165
  7. Levina A. (2017). Getting Competitive Advantages for High-Tech Companies: Model Formation. Strategic decisions and risk management. 88-97. DOI: 17747/2078-8886-2017-4-5-88-97.
  8. Reingold T. (2021). Management Policies That Make Companies Competitive. DOI: 4324/9781003249580-6.

 

 

***   ***   ***   ***

УДК 354

 

ПАНИНА Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

 Москва,

ol87691@gmail.com

 PANINA Olga Vladimirovna,

Candidate of Economics Associated Professor Department » State and municipal management”

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow

 Антикоррупционные риск – менеджмент в оценке деятельности государственных служащих

 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненным за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета на 2022 год по теме: ««Анализ коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично — правовых компаний и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций»

 

 Аннотация: в статье анализируется возможность применения риск – менеджмента для оценки коррупционной составляющей в деятельности государственного гражданского служащего, определяются основные проблемы и дальнейшие направления совершенствования оценки деятельности государственных служащих.

Ключевые слова: государственное управление, государственный служащий, риск – менеджмент, коррупция.

 

Anti–corruption risk management in assessing the activities of civil servants

Abstract: the article analyzes the possibility of using risk management to assess the corruption component in the activities of a public civil servant, identifies the main problems and further directions for improving the assessment of the activities of civil servants.

Keywords: public administration, civil servant, risk management, corruption.

 

Для детального анализа коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций в научно-исследовательской работе  был применен когнитивный граф –  аналитический метод системного анализа, применяемый для анализа качественных характеристик социально-экономических процессов. В основе метода лежит анализ устойчивости влияния совокупности   факторов на качественном уровне. Метод применяется для анализа слабо структурированных, мягких систем, его рекомендации имеют эвристический характер, они не указывают прямо на то, какие веса необходимо приписать конкретному ребру карты, но мотивируют переучет действующих факторов и перестройку структуры анализируемой системы. Метод используется в системе поддержки принятия управленческих решений для составления прогноза и оценки взаимного влияния заинтересованных субъектов.[4,5]

Цель анализа – определение и проверка ожидаемой эффективности от мероприятий антикоррупционной политики и мер по профилактике коррупции в учреждениях (предприятиях), имеющих целью минимизацию коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями. Специфика рассматриваемой проблемы – не возможность объективно оценить воздействие одних субъектов на другие, а также получение оценки, извлекаемой из ситуации выгод в следствии закрытости и нелегальности рассматриваемых отношений – не позволяет использовать математические подходы, поэтому для анализа взаимодействия субъектов рассматриваемой проблемы используется граф.

При анализе графа были выявлены сильные или слабые контуры, определены положительное или отрицательное влияние параметра на параметр и поведение других параметров. Численные отношения принимают положительное значение (отражают положительное влияние – чем больше один фактор, тем больше другой), отрицательное значение (отражают отрицательное влияние – чем больше один фактор, тем меньше другой и наоборот) и нейтральными.   В работы был использован метод описания функционирования социально-экономической системы с помощью теории знаковых и взвешенных орграфов на основе их свойства сбалансированности.

В вершине помещается действие, характеризуемое параметром, направление изменения которого характеризует эту вершину, дуга определяет причинно – следственные связи между вершинами. От вершины V1 к вершине V2 проводится дуга, если изменение V1оказывает непосредственное существенное влияниели воздействие на V2. И, наконец, эта дуга имеет знак плюс, если воздействие является «усилением» (при прочих равных условиях увеличение V1 приводит к увеличению V2 и уменьшение V1 приводит к уменьшению V2), и знак минус, если воздействие вызывает «торможение» (при прочих равных условиях увеличение V1 приводит к уменьшению V2 и уменьшение V1 приводит к увеличению V2). В результате функционирование социально-экономической системы представляется знаковым графом. Анализ устойчивости графа предполагает поиск структурных изменений графа для получения устойчивой сбалансированной структуры. Одним из методов поиска структурных изменений графа для получения устойчивых структур системы является выделение циклов. В рассматриваемой модели были представлены различные сочетаний циклов. Цикл называется сбалансированным, если произведение весов на ребрах цикла равно +1, и не сбалансированным в противном случае.

Для анализа успешности реализации предлагаемых антикоррупционных мероприятий были определены вершины графа как действия субъектов, их состояние или их мотивы, которые могут иметь свою интенсивность. Интенсивность действий (проявлений мотивации) зависит от действий (бездействий или проявлений мотиваций) других субъектов, которые определяются как причины – дуга воздействия из них выходит. Вершины, подвергающиеся воздействию, представляют собой следствия и дуга в них входит. В итоге дуга – это причинно-следственная связь. Если усиление «действия – причины» приводит к усилению интенсивности «действия- следствия», то соответствующую дугу определяем с весом +1, верно и обратное – ослабление «действия причины» влечет ослабление «действия –  следствия». Если ослабление «действия – причины» приводит к усилению «действия – следствия» или усиление «действия – причины» влечет за собой ослабление «действия – следствия» – вес дуги устанавливаем равным (-1).

Анализу подвергались вершины, отвечающие за противоправные действия государственных служащих, связанные с их участием на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями контуры связей, проходящих через них.

Для определения наличия циклов была реализована следующая техническая процедура:

  1. Построена матрица инцидентности, иллюстрирующая орграф – когнитивную карту.
  2. В ячейку, стоящую в i- ой строке и j-ом столбце устанавливлены (+1) или (-1), если в орграфе есть дуга, соединяющая i-ую вершину с j-ой.
  3. С помощью матрицы инцидентности определена сбалансированность циклов, для нахождения циклов матрица инцидентности преобразовывалась в матрицу, в которой вместо всех её элементов взяты их абсолютных значения.
  4. Для определения наличия циклов матрица возводилась в n-ю степень. Если на диагонали в i-ой строке матрицы Mn оказывается 1 – выявлено наличие циклов длины n, проходящего через вершину i.

В качестве субъектов анализа причинно-следственных связей такого явления как получение государственным служащим необоснованной выгоды при участии на безвозмездной основе в качестве членов коллегиальных органов управления этих коммерческих организаций выступили:

— «государственные служащие – члены коллегиальных органов коммерческих организаций»

— «представители органов государственного управления, контролирующие соблюдение антикоррупционного законодательства» на различных уровнях

— «представители коммерческих организаций, члены коллегиальных органов управления»»,

— «руководители коммерческих организаций»

— «руководители коллегиальных органов управления»

Все участники имеют мотивы и могут реализовывать действия, которые могут быть, в свою очередь как причинами, так  и следствиями. В анализе не рассматривались причины или следствия, определяемые субъектами вне государственной службы и работы коллегиальных органов.

Список вершин графа:

  1. Получение государственным служащем необоснованной выгоды за влияние на результаты работы коллегиального органа.
  2. Предоставление коммерческой организации необоснованной выгоды в работе коллегиального органа.
  3. Желание руководства коммерческой организации получить определенный результат от работы государственного служащего в качестве члена коллегиального органа
  4. Нежелание государственного служащего соблюдать антикоррупционное законодательство
  5. Нежелание государственного служащего изучать антикоррупционное законодательство
  6. Невозможность со стороны государственных органов отследить все «алгоритмы» и «схемы» коррупционной деятельности государственных служащих
  7. Наличие строгой системы наказания для обеих сторон за коррупционную деятельность
  8. Наличие диспропорций в денежном содержании государственных служащих и «рыночной заработной платой» в коммерческих организациях
  9. Наличие условий для совершения противоправных действий с обеих сторон
  10. Развитие нелояльного отношения в обществе к противоправным действиям коррупционного характера
  11. Рост престижа государственной службы

Для определения циклов и сбалансированности была рассмотрена вспомогательная матрица M, все элементы которой есть абсолютные значения матрицы инцидентности, затем изучены диагональные элементы матрицы Mn  n=2, 3, 4, ..12. 

Проведенный анализ позволил выявить несколько типов циклов:

  1. Первый цикл, связанный с личностью государственного служащего, который содержит важные вершины, определяющие отношение к коррупции самого служащего и возможности использовать для исправления ситуации таких методов как усиление работы внутри органов государственного управления по соблюдению кодекса этики государственного служащего, носящих воспитательный характер
  2. Второй цикл связан с необходимостью совершенствования методов, позволяющих выявлять коррупционное алгоритмы в работе государственных служащий на фоне совершенствования системы наказания для обеих сторон за коррупционную деятельность и одновременным формированием отрицательного отношения в обществе к проявлениям противоправных действий коррупционной направленности.
  3. Третий цикл связан с необходимость регулярно приводить денежное содержание государственных служащих в соответствие с общей рыночной ситуацией по размеру оплаты труда.

 

Список источников:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/5d02242ebd04c398d2acf7c53dbc79659b85e8f3/#dst123 (дата обращения 29.09.2022)
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/5247ea7b5d6ce92f3ed3456a28d7fccfd073a52e/ (дата обращения 29.09.2022)
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» https://base.garant.ru/12164243/(дата обращения 29.09.2022)
  4. Коровин Д.И., Горелко Г.П. Математическое моделирование влияния мотивации на принятие решений в социально-экономических системах //Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. — 2012. -№4. – С. 98-103.
  5. Коровин Д.И., Горелко Г.П. Об одном методе описании социально-экономических систем // Сб. науч. тр. конф. «Моделирование – 2012». - Киев: ИПМЭ, 2012. -С. 158-161.

 

***   ***   ***   ***

 

УДК 336.5

 

СЕДОВА Марина Леонидовна,

кандидат экономических наук,

профессор Департамента общественных финансов

Финансового факультета, 

Финансовый  университет при

Правительстве Российской Федерации,

Москва

pochta@pochta.ru

 

 SEDOVA Marina Leonidovna,

Candidate of economics, professor of the

Public Finance Department

of the Faculty of Finance,

Financial University under the Government of

the Russian Federation,

Moscow

 

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Статья подготовлена в рамках государственного задания 2022 года Финуниверситету, финансируемого за счет средств федерального бюджета

 Аннотация. В статье на основе анализа государственных региональных программ и проектов выявлены проблемы несоответствия целевых показателей стратегических документов, маркировки проектных мероприятий в расходах региональных бюджетов, слабая проработанность дополнительных мероприятий региональных проектов.  Предложены общие требования к элементам региональных программ и проектов с целью гармонизации программно-проектных документов федерального и регионального уровня.

Ключевые слова: государственные программы, национальные проекты, программно-проектное финансирование.

 

PROBLEMS OF HARMONIZATION OF GOVERNMENT PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. In the article, based on the analysis of subnational programs and projects, the problems of inconsistency of the targets of strategic documents, marking of project activities in the expenditures of subnational budgets, weak elaboration of additional activities of subnational projects are identified. General requirements for elements of subnational programs and projects are proposed in order to harmonize program and project documents at the federal and subnational levels.

Keywords: government programs, national projects, program and project financing.

 С 2022 года в нашей стране реализуется новый этап использования программно-проектных инструментов государственного управления и управления расходами федерального бюджета в связи с новым форматом госпрограмм РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ № 786 [1]. В госпрограммах федерального уровня структурными элементами стали не подпрограммы, как это было ранее, а федеральные проекты (входящие и не входящие в состав национальных проектов), ведомственные проекты, а также процессные мероприятия.

Новая структура федеральных программ позволяет преодолеть ранее существовавшие проблемы качества целеполагания [2, с. 17], некоторой рассогласованности программно-проектных документов на федеральном уровне, их разную форму утверждения [3, с. 19-20]. Изменение формата федеральных госпрограмм обеспечивает их ориентацию на достижение национальных целей развития (НЦР) на основе проектных и процессных мероприятий (результатов), целевых показателей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2023 года (далее  Единый план).

Включение в госпрограммы проектных и процессных мероприятий отражает общую тенденцию программно-проектного финансирования расходов бюджетов публично-правовых образований в разных странах [4], как и в целом государственного управления. Например, включение проектных и процессных мероприятий в госпрограммы используется в Республике Корея [5].

Большая часть средств федерального бюджета на финансирование федеральных программ, в т.ч. проектов, расходуется на основе субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам, в отличие от практики многих федеративных государств, где большая часть проектов реализуется на федеральном уровне [6]. Одним из принципов разработки и реализации федеральных госпрограмм является их координация с региональными программами (п. 5 Положения, утв. Постановлением № 786). Действительно, достижение НЦР и соответствующих им целевых индикаторов невозможно без согласованного взаимодействия федеральных и региональных органов, участвующих в реализации государственных программ и национальных проектов. Однако формат госпрограмм многих субъектов РФ в 2022 г. не изменился, в большинстве регионов используется структура госпрограмм субъектов РФ в подпрограммном разрезе и соответствующая классификация целевых статей расходов региональных бюджетов в разрезе программ и подпрограмм.

В ходе исследования был проведен анализ госпрограмм субъектов РФ в сфере развития образования, методических рекомендаций органов госвласти субъектов РФ по разработке региональных программ в целом. Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в государственных программах далеко не всех регионов отражаются индикативные показатели достижения НЦР в соответствии с Единым планом, а также мероприятия (результаты) региональных проектов, разработанных и реализуемых в рамках национальных проектов. При том, что ссылка на региональные проекты в рамках национальных проектов содержится в большинстве анализируемых региональных программ (в 78 регионах), сами проекты как структурные элементы программ по состоянию на начало июля 2022 года были представлены только в Республике Осетия-Алания, Самарской области, Смоленской области, Ярославской области. Полное соответствие целевых показателей программ показателям Единого плана можно отметить в госпрограммах Республики Адыгея, Московской области, Самарской области, Ярославской области. Особенно примечателен опыт Московской области, в которой табличная информация о целевых показателях программы содержит их связь с соответствующим стратегическим документом (Стратегия социально-экономического развития Московской области, госпрограмма РФ, Указ Президента РФ о НЦР и Единый план).

Полнота отражения показателей Единого плана или показателя, содержащегося в госпрограмме РФ, зависит от того, претендует ли регион в конкурсе на получение субсидии из федерального бюджета в соответствии с методикой, предусмотренной соответствующей государственной программой РФ. Но представляется исключительно важным  включение декомпозированных показателей для регионов и мероприятий (результатов) в состав региональных программ и других стратегических документов.

Программно-проектный подход управления бюджетными средствами, софинансирование мероприятий региональных проектов из федерального бюджета направлены на преодоление узкорегиональной направленности расходования бюджетных средств, прежде всего инвестиционных расходов, и их переориентацию на решение НЦР. Вместе с тем в отдельных документах субъектов РФ приоритетными называются цели стратегий регионального развития, а уже потом реализация НЦР, сформулированных Президентом РФ (например, Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Республики Алтай [7]).

Отсутствие показателей Единого плана в ряде региональных программ, их неточная формулировка, отсутствие приоритетности НЦР в программах отдельных регионов, мероприятий региональных проектов, отражающих результат, не позволяют говорить о полной гармонизации федеральных и региональных программ, как и абсолютной вовлеченности региональных органов, государственных служащих субъектов РФ, их представляющих, в процесс успешного использования программно-проектных инструментов для реализации НЦР. Такой вывод можно сделать, несмотря на то, что оценка эффективности высших должностных лиц регионов, региональных исполнительных органов осуществляется на основе достижения целевых индикаторов, декомпозиция которых разработана для каждого региона в Едином плане. С другой стороны, следует также отметить недостаточную методическую помощь регионам и координацию федеральных и региональных программно-проектных инструментов со стороны Минэкономразвития России, других федеральных органов исполнительной власти. В 2022 году разработан проект Приказа Минэкономразвития России об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, но к началу III квартала он не утвержден.

Нерешенность перечисленных выше проблем не позволит, на наш взгляд, повысить вовлеченность ответственных исполнителей, в целом региональных служащих, в применение программно-проектных инструментов реализации НЦР, обеспечить взаимосвязь между финансовым обеспечением и мероприятиями (достижением результатов) и, как следствие НЦР даже в случае создания идеальной системы стимулирования участников региональных и муниципальных проектов, входящих в нацпроект. Так же как и изучение успешного опыта мотивации отдельных участников проектов, например, в Белгородской области и Ханты-Мансийском автономном округе[8,9], необходимо обобщение успешного опыта гармонизации программно-проектных документов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, обращает на себя внимание разная степень проработанности дополнительных результатов, содержащихся в региональных проектах, разработанных и финансируемых в рамках нацпроектов. Этот вывод сделан на основе анализа данных, представленных на портале «Электронных бюджет» в директории, отражающей дополнительные результаты реализации региональных проектов согласно их паспортов. Приведенные ниже примеры касаются федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» нацпроекта «Демография». В отдельных регионах можно наблюдать включение в паспорта проектов конкретных дополнительных результатов (мероприятий), например, в Краснодарском крае число заключенных договоров пожилых людей и инвалидов в рамках «приемной семьи». Но в то же время в соседнем Ставропольском крае можно видеть такой дополнительный результат «граждане старше трудоспособного возраста приняли участие в мероприятиях, способствующих улучшению качества и продолжительности жизни, укреплению здоровья, увеличению периода активного долголетия». Примечательно также, что одному федеральному проекту во многих регионах соответствует несколько региональных проектов

В настоящее время разработана кодификация как федеральных и региональных проектов, а также кодов соответствующих им мероприятий (результатов). Коды проектов содержатся в составе целевых статей, но представители федеральных органов при проведении конкурса на получение субсидии регионами из федерального бюджета ни в программах, ни в проектах законов о бюджете субъекта РФ не видят маркировку результатов. Таким образом, в полной мере не обеспечивается связь между объемом бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию проекта и результатом проекта, его ориентацию на достижение НЦР.

Подводя итоги, с целью развития методического обеспечения использования программно-проектных инструментов для достижения НЦР на региональном уровне и вовлеченности регионов, их ответственных лиц и населения в этот процесс необходимо определить следующее:

— при сохранении права регионов самостоятельно выбирать формат государственных программ, необходимо унифицировать основные требования к обязательным компонентам программ, а именно: обязательному отражению в региональных программах показателей, определенных для данного субъекта РФ в Едином плане для решения соответствующей НЦР; показателей, содержащихся в методиках определения объема субсидий в государственной программе РФ по соответствующей сфере деятельности (образование, здравоохранение, социальная поддержка и т.д.); так же, как и основных и дополнительных мероприятий региональных проектов (результатов), реализуемых в рамках национального проекта для достижения соответствующей НЦР;

— рекомендовать субъектам РФ отказываться от обтекаемых формулировок дополнительных результатов, формальных или сложно контролируемых мероприятий (результатов);

— предусмотреть единую специальную маркировку основных и дополнительных результатов в коде целевых статей классификации расходов региональных бюджетов для обеспечения доступности информации о соответствии объемов бюджетных ассигнований полученному результату.

Реализация данных направлений, по нашему мнению, позволит преодолеть нестыковки в федеральных и региональных программно-проектных документах и повысит эффективность использования региональных программ и проектов для достижения НЦР.

 

Список источников:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 (ред. от 14.04.2022) «О системе управления государственными программами Российской Федерации».
  2. Бегчин Н.А.Новации разработки и реализации госпрограмм // Журнал Бюджет. 2021. № 12 (228). С. 17
  3. Хотулёв Е.Л., Наумов С.Н., Блохин А.А. Новые вызовы программно-целевого управления: поиск ответов и решений: научный доклад Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2019.51 c.
  4. Пенчук А.В. Развитие проектного управления в общественном секторе за рубежом: тенденции, возможности и ограничения применения в российской действительности // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3. С.1061-1021.
  5. Park, N. Performance Budgeting in Korea: Overview and Assessment / N. Park, J.J. Jang // OECD Journal on Budgeting. 2015. Volume 14. pp.1-16. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/budget-14-5jrtl4wnm1r5.(дата обращения – 07.09.2022).

6.OECD Regions and Cities at a Glance 2020, OECD Publishing, Paris, [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/959d5ba0-en. .(дата обращения – 07.09.2022).

  1. Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Республики Алтай, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 11.07.2022 No228-ОД18/146-п от 11.07.2022.
  2. Тарханова Л.А., Наумов С.Н., Екатериновская М.А. Совершенствование механизмов мотивации в программно-целевом управлении на региональном уровне // Общественные финансы. 2021.41. С. 1225.
  3. Тарханова Л.А., Наумов С.Н., Екатериновская М.А. Развитие моивационных механизмов в программно-целевом управлении Российской Федерации // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. 2022. Т. 14. № 1(45). С. 3651.