6-134

ВСПОМИНАЯ МАТВЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СПИРИДОВА

 

Солнечным осенним днем 15 октября,  в Николо-Сольбинском монастыре при довольно скромном количестве собравшихся  прихожан  состоялось тем не менее знаменательное событие.  На захоронение   известного русского ученого и московского сенатора Матвея Григорьевича Спиридова  был возвращен надгробный памятник.

Долгое время он находился у могилы отца –знаменитого русского флотоводца  — Героя Чесмы адмирала  Григория Андреевича  Спиридова, захороненного в Преображенском храме в селе Нагорье.

Рассказывают, что памятник когда-то решили почему-то перевезти из Сольбы в Переславль-Залесский. Везли, везли, а потом почему-то бросили близ села   Мшарово. Там он был обнаружен и перевезен в Нагорье. За это время  памятник изрядно успели потрепать, сбили,  надо полагать,   крест,   который его украшал. Имеются на нем также значительные сколы,  выбоины, ямки.   О чем же можно еще говорить – известно, как у нас в разные времена курочили памятники –надгробные, да и разве только их…

Подобный беспредел устраивается на русских кладбищах и сегодня. И ни у

кого же еще не отсохли руки после таких надругательств, не остановилось сердце у этих людей. Впрочем, не будем их так именовать – они просто двуногие твари.

Но вернемся к самому  Матвею  Григорьевичу Спиридову.

Он появился на свет 20 ноября 1751 года.   Будучи вторым сыном прославленного русского флотоводца  в 12 лет  был зачислен в пажи, затем до 1778 года служил в лейб-гвардии Семёновского полка, далее  перешёл на гражданскую службу.

В   1780-х годах управлял Вотчинной коллегией. Императором Павлом произведен 28 октября 1798 года в действительные тайные советники.

В 1795 году Матвей Григорьевич  назначается сенатором московских департаментов.

В 1800—1802 годах производил сенаторскую ревизию губерний Казанской, Вятской, Оренбургской и Саратовской и 12 декабря 1809 года уволен со  службы.

В столице России сохранилась его городская  усадьба. Она была построена в начале XIX  века на земле Матвея Спиридова и имеет в настоящее время статус объекта культурного наследия регионального значения.   Строения усадьбы расположены на Яузском бульваре, а также по Большому и Малому Николоворобинским переулкам.

Окунувшись в сведения из Википедии,  мы узнаем, что согласно воспоминаниям  русского  писателя  Якова Де Санглена, в первый год сенаторства Матвей Спиридов каждое воскресенье приезжал к матери обедать в мундире и ленте через плечо вместе с супругой: «Он любил после обеда выкурить трубку; матушка табачнаго запаха не жаловала; он после обеда уходил в лакейскую, отворял форточку и окруженный двадцатью и более лакеями, почтительно стоявшими пред ним, выкуривал трубку»[1].

Скончался Спиридов  10 февраля 1829 года. Вместе с женой похоронен в Сольбинском монастыре Переславского уезда, находящемся недалеко от Нагорья.

С молодых лет Спиридов занимался литературой и наукой. В  1771 году он участвовал в журнале Рубана «Трудолюбивый муравей». Научные его занятия главным образом были посвящены русской генеалогии.  Матвей Григорьевич является автором  трудов:

Огромную источниковедческую ценность представляют «Записки старинным службам русских благородных родов» (остались в рукописи), так как в них переписана информация из многих рукописей, погибших при московском пожаре 1812 года. Вместе с тем Спиридов внёс в них и сведения из разрядных книг, впоследствии оказавшихся подложными.

Женился  Матвей Григорьевич 10 мая 1775 года на дочери историка князя Михаила Михайловича Щербатова — Ирине Михайловне. В браке они имели дочь и шесть  сыновей.

После ухода в мир иной отца- адмирала Спиридова,  Матвей стал хозяином поместья в селе Нагорье  Переславского уезда. Похоронив двумя годами ранее супругу,  Матвей Григорьевич умер в  1829 году и был погребен недалеко от села Нагорье – в Николо-Сольбинском монастыре.

Надо полагать, что  там же, в Нагорье, в своей фамильной усадьбе, в 1796 году родился и его последний сын — участник заграничных походов русской армии 1813-1814 годов, декабрист Михаил Спиридов. Вернуться в родовое гнездо после восстания на Сенатской площади ему не довелось. Отбыв тринадцать лет каторги, Михаил Матвеевич был сослан в Красноярский край, который уже не покидал до конца дней своей жизни.

Таким  был известный сын земли русской Матвей Григорьевич Спиридов, о котором мы сегодня вспоминаем. Об этом известном человеке  размышляли все, кто собрался в тот осенний день на богослужении у его могилы. Следует, к сожалению, признать, что  среди собравшихся не было никого из московских нынешних чиновников. Им это не так интересно и вряд ли даже они знают, каким  непревзойденным и умным московским сенатором был Матвей Григорьевич.

Впрочем, не будем их в этом винить. Дай-то,  Бог,  чтобы о ком-то из них так же вспоминали спустя века.  Только вряд ли это случится.  Многие их деяния столь мелки, а зачастую и просто ничтожны,   что   подвержены забвению уже на следующий день.

На одной из сторон надгробного  памятника, возвращенного на могилу Матвея  Спиридова, выбиты слова: «Господи, прими дух его с миром».  Ученого, сенатора, и просто прекрасного человека великой  и необъятной нашей Руси.

Валентин МАЛЮТИН,

военный журналист