IMG_9422

П.А. СТОЛЫПИН — СТАВКА НА СЕМЬЮ СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ

 

 

ЧЕРНЫШОВ Михаил Михайлович,

доктор военных наук,

профессор,

Москва

domagmu@yandex.ru

 

CHERNYSHOV Mikhail Mikhailovich,

Doktor of Military Science, professor,
Moscow

Основные положения (замысел) программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия субъекта России», как предмет инвестиционного планирования

 

  1. Методика принятия решений по развитию сельского хозяйства и  регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Субъекта России.

Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия или аграрный вопрос в России — сложный вопрос. От его правильного решения зависит будущее нашего государства.

Можно ли ответить на этот вопрос, указать возможный путь решения? Глубоко убежден, что можно. А можно потому, что варианты успешного решения аграрного вопроса в России уже были. Один из них-реформа, начало которой было положено Петром Аркадьевичем Столыпиным в начал ХХ  века.

Для доказательности этих положений привожу метод, которым я часто пользуюсь при решении подобных вопросов, смотри на примере молока.

Основные показатели метода системного подхода в

исследовании вопросов производства молока

Цель Материя (материальные условия 

Материальные условия

Пространство Время Управление Моральное состояние, коммерческий интерес
Коровы Корма Молоко
Получение молока по самой низкой себестоимости в период максимальной лактации Стойловое содержание коров. Доставка кормов при стойловом содержании коров. Молоко как конечный продукт, продажа молока Плечо подвоза кормов, вывоза навоза. Год. Количество периодов лактации в среднем., лет Частная собственность Высокое
Получение молока круглый год Стойловое содержание зимой и выпас коров летом. Выпас коров в летний период. Расфасовка молока, продажа готового к употреблению молока Удаление мест выпаса месяц Аренда Среднее
Получение максимально й прибыли Круглогодичный выпас скота Глубокая переработка молока, продажа молочной продукции Плечо поставки молока, молочных продуктов Сутки. Часы. Найм на работу Низкое
Часы Упадническое

Примечание:

  1. Это ничто иное, как совокупностьфакторов (условий), которые следует учитывать при принятии управленческих решений. 
  1. Количество ситуаций может быть восемь в третьей степени и больше. Задача руководителя заключается в том, чтобы определить наиболее оптимальным вариант решения. 

Первым таким условием является цель. Без правильно определенной цели теряется смысл жизни человека, общества, государства.

Цели подчиняется все. Только при правильном определении цели можно добиться положительного результата. Только под конкретную цель создаются теории, именно цель лежит в основе всех в последующем сформулированных законов.

Второе - материальные условия. При производстве молока это животные и их продуктивность, природная продуктивность гектара земли, корма, молоко, глубина переработки молока, продажа. Другие условия (факторы) будут действовать при выращивании зерновых культур.

Третье условие – пространство при производстве молока: плечо подвоза кормов, выпаса скота и т.д. Если говорить о производстве зерновых, то в Советском Союзе строили гаражи, куда должен был вернуться тракторист после рабочего дня, а за водкой ездили на К 700. Было и такое. Трактор в конце рабочего дня должен остаться в борозде. Следовательно, надо думать и о заправке трактора и о транспорте для тракториста. Главным здесь является обрабатываемые площади земли и производительность техники,

Четвертое условия (фактор) — время. Время максимальной лактации коров, подвоза кормов, время посадки и уборки кормов, время выпаса на естественные лугах и пастбищах, время естественного роста трав.  При производстве зерновых культур-время посадки и уборки зерновых, кормов, масличных и технических культур.

Пятое условия (фактор) — управление.

Моя мама работала в колхозе. Иногда приходила домой с работы и говорила, что приехал уполномоченный из района для контроля сева зерновых или уборки урожая. Сказал, что наш колхоз отстает от других… Главным был не результат, а кто быстрее… На самом деле решающее значение имеет грамотное и эффективное управление и форма собственности. Управленец должен знать предмет управления.

Шестое условие (фактор) – моральное состояние.

По этому условию (фактору) много составляющих.

Во-первых, это уклад жизни. Уклад может быть экономическим (собственность), социальным, семейным, укладом сельской жизни, укладом религиозной жизни и т.п.

Во-вторых. Правило разделения труда и производственных структур, а также первичной производственной и потребительской структуры. При определенной ступени развития производительных сил общества каждому этапу производства общественного продукта соответствует определенная производственная структура. Первичной производственной структурой в сельской местности является семья. Разве Европа или США отказались от первичной производственной структуры в виде семьи.

В-третьих, правило кооперации. Кооперация может быть:

  1. Организационной (все юридические лица работают в одном кооперативе).
  2. Производственно-ценовой — на основе производственных связей на договорной основе.

В-четвертых. Это правило вытекает и третьего. Правило присутствия в действиях не менее двух активных стратегий поведения.

Не должно быть насильственных решений, особенно для уже существующих хозяйств. Хозяин должен сам принимать решение, таких возможных решений два и больше.

В-пятых, правило положительного примера. Такие примеры есть. В настоящее время успешно работают предприятия – бывшие колхозы и совхозы, в которых производится не только первичный продукт, но в них налажено два-три этапа переработки и продажи продукции. Семьи здесь нет. Но в чем успех, а кто получает прибыть? Кто хозяин, а кто работник.

  1. Истории вопроса

Положительным примером решения аграрного вопроса в России была реформа П.А. Столыпина.

Заслуга П.А. Столыпина заключается в том, что он сделал ставку на семью сельского жителя. Семья была выделена из крестьянской общины. Следствием явился значительный рост производительности труда при том же уровне развития средств производства.

При этом замечу, что крестьянин становится не только производителем первичного продукта, но и переработчиком и продавцом. Он начинает получать доход от конечного продукта.  Конечно, только ходом и результатами аграрной реформы успехи экономики России не ограничивались.

В результате за 1909-1913 годы Россия имела прирост валового внутреннего продукта на уровне 19% ежегодно. Россия получила удвоение валового внутреннего продукта за пять лет.

Полное торжество реформ П.А. Столыпина-российская деревня в начале-конце 20-х годов 20-го века. При этом подчеркну, что для крестьянина никакой новой экономической политики (НЭП) большевиков не было. Новой эта политика была для самих большевиков, они временно отказались от политики обобществления. Крестьяне же стали жить по дореволюционному и понятному для них экономическому укладу, что, в том числе, способствовало значительному росту населения страны.

Крестьянское хозяйство в 20-е годы 20 века было, как правило, «многоотраслевым», что в некоторой степени говорило о его натуральной направленности. Каждой «отрасли» были присущи два-три этапа производства.

Животноводство: выращивание скота, забой скота, продажа мяса и продукции его переработки на рынке.

Молоко: цельное молоко, масло, сметана, реализация молочной продукции на рынке.

Подобное можно проследить и по другим видам продуктов питания.

Если оценивать причину победы Советского Союза в Великой Отечественной войне с учетом демографии, то условия были созданы в 20-е годы. Участники войны и труженики тыла — родившиеся в 20-е годы мужчины и женщины. Именно в эти годы в семьях сельских жителей рождалось до 10 детей, а иногда и больше. Звание мать-героиня с 1936 года присуждалось за 10 детей. В настоящее время люди в сельской местности вымирают.

Но крестьянин, экономически независимый, был страшен советской власти. Это не рабочий, крестьянину было что терять. Чтобы расправиться с таким крестьянином и получить бесплатное продовольствие, советская власть организует колхозы, то есть возвращает крестьян в общину и лишает всех прав. Я родился в деревне в 1950 году, а в 1966 году мне не дали паспорт.

Большевики уничтожили крестьянскую семью как юридическое лицо, сделали ее экономически и политически бесправной. Самая же главная беда для всего народа заключалась в том, что был разрушен экономический уклад в сельском хозяйстве, что привело к массовому голоду в начале 30-х годов.

Какие же права получил колхоз, эта новая структура? Колхоз лишили права переработки и продажи продукции. Следовательно, вместо двух-трех этапов производства колхозу оставили только один: сдать первичный продукт государству. А это было с экономической точки зрения шагом назад, а не вперед, да и колхозы (совхозы), на самом деле, были не экономическими, а организационно-классовыми структурами.

Благодаря этому государство фактически грабило колхозы. Например, колхозы в 80-е годы сдавали зерно государству (а планы были такие, что оставались только семена) по 8-10 копеек за 1 кг, а покупали комбикорм по 30 копеек за килограмм.

Разрушение уклада сельских жителей продолжалось постоянно. Это, прежде всего, так называемые укрупнения колхозов, начиная с конца 50-х годов.  Причиной окончательного разрушения явилось создание животноводческих комплексов с началом 70-х годов.

Причинами такого положения дел являются:

  1. Цель осталась прежней: производство первичного продукта (например, молока) и сдача государству по установленной (низкой) цене.
  2. Увеличились расходы на производство и доставку кормов и вывоз навоза (назема). Кстати, при докладах власть имущим в себестоимостьодной тонны молока расходы на корма в советские годы не входили. А навоз, зачастую, не вывозили.

По материалам курса лекций историка Василия Осиповича Ключевского знаю, что площадь запашки у крестьянина в 19 веке определялась площадью удобренной земли.

При этом политика укрупнения сельских хозяйств-политика, прямо противоположная реформе, начатой П.А. Столыпиным. В эти годы люди сселялись из своих сел и деревень в центральные усадьбы. А большинство уезжало в города. Если так можно выразиться, власть «обрезала» пуповину связи людей с селом, с сельским хозяйством.

Чтобы были понятны мои рассуждения, задам вопрос и отвечу на него за городского жителя и сельского жителя.

Назовите цикл производства молока?

Ответ городского жителя: «Подоили корову, привезли молоко на молочный завод, а потом — в магазин».

Ответ сельского жителя: «Выпустили корову на пастбище (до которого корова должна дойти) или привезли фураж (корм) на ферму, подоили корову, переработали молоко, продали молоко или молочные продукты, вычистили скотный двор, вывезли навоз (назем) в поле».

А теперь читатель может сам подсчитать плечо подвоза кормов, выгона скота, вывоза навоза (назема) из десяти ферм и из одного крупного животноводческого комплекса.

Вместо того, чтобы перевозить тонны конечного продукта, перевозили десятки и сотни тонн кормов и навоза.

А как можно назвать разрушение колхозов и совхозов в начале 90-х годов?  Вновь был разрушен экономический уклад.

Известно, что производство продовольствия в России к концу 90-х годов по сравнению с 1991 годом сократилось в два раза.

Недавно Президент России В.В. Путин сказал, что страна в 90-е годы не досчиталась около 10 млн. новорожденных.

Если рожденных в 90-е годы в первый класс приходило в среднем 500 тыс. детей, то после 2007 года в первый класс приходило и приходит более 1,5 млн детей.

Прирост населения на основе таких сведений легко подсчитать. Если рождалось 500 тыс.  детей, то это 250 тыс. семейных пар. Если они родят по два ребенка, то прироста населения не будет.

Давайте вспомним, как все начиналось в 90-е годы. В одночасье был разрушается сложившийся за 60 лет экономический уклад колхозов и совхозов. Следом за этим были разрушены производственные и животноводческие постройки.

С началом коллективизации мужики продолжали пахать на лошадях и быках, они остались хотя бы на том уровне развития производительных сил. В 90-е годы у мужика остается в руках лопата и энное количество земли.

В начале 90-х годов даже коров поделили на классы: социалистических и капиталистических. Вот слова одного из экономистов в 90-е годы: «Борис Николаевич, вы знаете, поголовье скота в общественном стаде падает, но зато в частном секторе растет».

А вот слова патриарха китайских реформ Ден Сяопина: «Мне все равно, какая курица несет яйца, главное, чтобы она несла яйца в китайскую корзину».

За «делением коров на классы» следует приватизация земли. Земля делится между работающими в колхозах и пенсионерами, которые продолжают еще жить. Земля пенсионеров выводится из оборота и зарастает лесами и бурьяном.

К чему же пришло российское село вы все прекрасно знаете?

Таким образом, советское время закончилось разрушением семьи, как первичной экономической структуры, но оставался еще экономический уклад колхозной общины. В 90-е годы был разрушен экономический уклад колхозной общины, более 40 млн. человек — граждан страны оказались грани выживания.

Как всегда, у нас бывает, спохватились, объявили о национальных программах, а потом о национальных проектах. Но есть вопросы.

Уже упоминалось, что большевики дали землю крестьянам после революции 1917 года, а потом ее отобрали и уничтожили экономический уклад. В 90-е годы реформаторы провели приватизацию земли, а к настоящему времени, или в большинстве своем землю отобрали (у пенсионеров почти 100% без выкупа, чем нарушили Конституцию России), или земля заросла лесом или стала собственностью крупных землевладельцев.

А вот что уже сейчас пожинает страна.

Первое. Значительное сокращение населения в сельской местности. Я родился в Рязанской области. Посмотрите на географические карты, на них до 80% населенных пунктов отмечены как нежилые.  И такое положение дел практически по всей нечерноземной (Северной) Европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Фактически Россия «теряет» свою территорию. Вот слова моей бабушки: «Рожь кормит с площади, а пшеница — по разбору». В чем мудрость (бабушка была неграмотной) в моем понимании: Россия сильна своей площадью, только большая и обжитая площадь страны является причиной выживания России, больших и малых побед нашего народа. А рожь (хлеб) всегда уродится.

Второе. Такое отношение к сельскому хозяйству в течение продолжительного времени привело к значительному изменению климата. Есть такое понятие как вторичное испарение. О каком вторичном испарении можно говорить весной, летом и осенью, когда миллионы гектаров земли не возделываются или заросли лесами. А повсеместные и постоянные пожары весной и осенью: горят травы, горят леса. Мы уже получили постоянные засухи на Урале и в Сибири. С чего началось небывалое наводнение в Иркутской области? Оно началось после небывалых лесных пожаров. С чего начались наводнения в Забайкалье и на Дальнем Востоке? Они начались после небывалых лесных пожаров в Республике Саха (Якутия).

Я еще в середине 90-х годов говорил, что в нашей стране наступит изменение климата. При этом не надо быть никаких провидцем. Надо только уметь анализировать, сопоставляя несколько факторов обстановки, и делать выводы.

Третье. Безработица в сельской местности. А если ее где-то нет, то люди умерли или уехали в поисках лучшей жизни.

К чему же должны сводиться реформы? На что направлять инвестиции?

Я намеренно не останавливают на программе конкретного Субъекта России. Считаю, что программы субъектов России   не в полной мере отвечает положениям федеральной программы и требует существенной доработки и корректировки. В отличие от федеральной программы в ней должны найти отражение конкретные проекты, вопросы кооперации и финансирования.

Вызывает непонимание вопрос ежегодного финансирования министерства сельского хозяйства Субъекта России из средств, выделяемых на эту программу в среднем по 60 миллионов рублей ежегодно. А если министерство передаст часть свих полномочий муниципальным районам, то и в них тоже будут финансироваться органы управления?

Включение в программу финансирование Министерства сельского хозяйства является нарушением бюджетного кодекса РФ, а также 184- ФЗ от 6 октября 1999 года, смотри пункт 1 части 2 статьи 26.3. Министерство является органом управления, а не производителем сельскохозяйственной продукции. Расходы на органы управления выделяются в составе правительства (администрации) области и котируются первым кодом бюджетной классификации — управление.

Странным является и тот факт, что  в Устав многих Субъектов России не включен  такой вопрос как 1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Если такого документа нет, это значит решения Областной Думы по утверждению бюджетов в части оплаты труда работникам органов управления являются незаконными.

  1. Основные направления программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Субъекта России«

Цели и задачи Государственной политики в сфере реализации Государственной программы Субъекта России:

  • Первичными производственной структурами должны стать фермерские (семейные) хозяйства при их кооперации с производственными структурами переработки и продажи сельскохозяйственной продукции потребителю.
  • Создание условий для участия в решении задач агропромышленного комплекса области субъектам малого предпринимательства, самозанятым и личным подсобным хозяйствам;
  • Обеспечение населенияСубъекта России продовольствием по основной номенклатуре продуктов питания, производимой в Субъекта России.
  • Поставка продукции агропромышленного комплекса области в Москву, Московскую область и северные области России.
  • Развитие растениеводства, животноводства и птицеводства на основе применения современных технологий, селекции и генетики.
  • Развитие садоводства, производства овощей и фруктов, ягод, грибов, в том числе в теплицах.
  • Развитие производства прудовой рыбы.
  • Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.
  • Цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса.
  • Строительство помещений сельскохозяйственного и производственного назначения, жилья для работников с применением передовых технологий и материалов.
  • Закупка техники и оборудования, работающих с применением цифровых технологий, а в ближайшей перспективе – роботизированной техники.
  • Внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
  • Создание специального фонда развития агропромышленного комплекса Субъекта России.
  • Ходатайство перед Государственной Думой России об отмене налогов и сборов в федеральный бюджет сроком на пять лет для всех предприятий и организаций агропромышленного комплекса Субъекта России, в том числе для субъектов малого предпринимательства, за исключением налога на доходы физических лиц и отчислений в социальные фонды. Высвободившиеся налоги и сборы направлять в фонд развития агропромышленного комплекса Субъекта России.
  1. В ходе реализации программыследует поделить два направления.

Первое – поддержка и модернизация уже действующих предприятий и организаций агропромышленного комплекса с целью выхода на современный уровень производства, переработки, реализации продукции и производительности труда. Целью такого решения является получение как можно быстрее экономической отдачи.

Второе – создание новых предприятий и организаций агропромышленного комплекса с целью выхода на современный уровень производства, переработки и реализации продукции и производительности труда.

  1. Развитие отраслей сельской экономики. Замысел исполнения программы.

Создание муниципальных кооперативов с полным циклом производства, переработки и продажи продукции сельского хозяйства, то есть предлагается путь диверсификации. Учредителями таких кооперативов в должны стать муниципальные районы.

Диверсификация — это широкое понятие. Например, оно может означать расширение ассортимента выпускаемой продукции и услуг, освоение новых для себя отраслей, чтобы повысить эффективность производства и получить выгоду. 

В составе муниципального района должно быть от одного до нескольких таких кооперативов. Это зависит от величины района, природных условий, удаленности от рынков сбыта продукции, а также от специализации таких кооперативов.

Все, что будет создано заново за счет государственных инвестиций, должно находиться в государственной собственности от 3 до 5 лет. По истечению указанных сроков предприятия по производству первичной продукции должны перейти в собственность фермерских (семейных) хозяйств, а предприятия по переработке и реализации (продаже) продукции остаться в коллективной собственности кооператива на основе их акционирования.

Предприятия по производству первичной продукции после приватизации должны получить право выходя из кооператива со своей долей собственности или организовать другой кооператив.

Кооператив должен иметь право принять в свой состав уже действующие на территории данного муниципального образования предприятия и организации, в том числе и предприятия малого бизнеса.

Но, прежде чем переходить к организационным и инвестиционным решениям, следует провести оценку состояния всего агропромышленного комплекса Субъекта России порайонно в свете намечаемых ниже решений.

Правительством области должна быть разработана методика оценки. Работу по оценке состояния сельскохозяйственного комплекса должны проводить администрации сельских районов ежегодно.  В качестве выводов по такой оценке должны быть предложения по исполнению  программы в конкретном районе в очередном финансовом году.

Итоги оценки должны утверждаться представительным органом власти после публичных слушаний в соответствии с требованиями 131-ФЗ и Уставов МО.

Типы заново организуемых и модернизируемых фермерских и кооперативных предприятий.

  1. Предприятия животноводства и птицеводства на основе применения современных технологий и генетики.
    • Фермерские предприятия (фермы) крупного рогатого скота молочного направления.
    • Фермерские предприятия (фермы) по откорму крупного рогатого скота, в том числе том числе полученногопутем селекции от коров молочного направления и быков мясного направления.
    • Фермерские предприятия (фермы) крупного рогатого скота, коз и овец племенного направления с правом реализации скота в другие регионы России,предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.

Такие предприятия должны быть объединены кооперативными связями с предприятиями по переработке и продаже готовой продукции потребителю. Они должны стать базовыми для учебных и научных организаций области по вопросам селекции и генетики, пионерами (первыми) по внедрению передовых технологий производства продукции и кооперативных экономических отношений.

  • Фермерские предприятия (фермы) мелкого рогатого скота (коз) молочного направления с правом реализации мелкого рогатого скота (коз) молочного направления предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  • Фермерские предприятия (фермы) мелкого рогатого скота (овец) мясного направления, в том числе Романовской породы, с правом реализациямелкого рогатого скота (овец) предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  • Фермерские предприятия по содержанию свиней племенного направления(в том числе беконных пород) для откорма и для реализации поросят предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  • Фермерские предприятия по содержанию гусей для откорма и реализации молодняка птицы для откорма предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  • Фермерские предприятия по содержанию кур бройлеров и индюковдля откорма и реализации молодняка птицы для откорма предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  • Фермерские предприятия по содержанию кур небольшой мощности для получения яиц для потребностей населения области и реализации молодняка кур предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам.
  1. Кооперативные предприятия по переработке молока, мяса.

Предприятия по переработке молока со специализацией в зависимости от удаленности от рынков сбыта.

Предприятия по забою и переработке мяса скота и птицы, в том числе по закупке крупного и мелкого рогатого скота у субъектов малого предпринимательства, самозанятых и личных подсобных хозяйств.

Оказание помощи на платной основе предприятиям малого бизнеса, самозанятым и личным подсобным хозяйствам в забое скота и реализации продукции.

Предприятия (сетевые магазины) по продаже продукции.

  1. Предприятия по производству зерна и кормов.
    • Типы зерновых и кормовых культур:

Рожь – производства ржи не ниже объема потребления населением ___________области, так как пищевым кодов жителей нечерноземной полосы Европейской части России является употребление в пищу ржаного хлеба.

Пшеница — в объеме не ниже потребления населением Субъекта России.

Овес — на крупу и на корм скоту.

Ячмень — на крупу и на корм скоту.

Гречиха, просо (пшено) — на крупу.

Горох, чечевица — на крупу и на корм скоту.

Подсолнух – в южных районах области на зеленую массу или для производства растительного масла в зависимости от погоды летом.

Вика с овсом — на корм скоту.

Кукуруза — на зеленую массу на корм скоту.

Клевер — на корм скоту.

Горчица – для производства растительного масла.

Конопля – для производства растительного масла и сырья для текстильной промышленности. Примеры выращивания конопли в России есть. По содержанию и соотношению аминокислот масло из семян конопли является самым полезным для человека из всех растительных масел.

Лен (кудряш) — для производства растительного масла.

Заготовка (косьба трав) сена и сенажа на естественных лугах.

Сахарная свекла?

Типы предприятий.

  1. Предприятия по возделыванию зерновых и кормовых культур.

Из-за необходимости обеспечения севооборота предприятия должны остаться в кооперативной собственности.  Мощность (укомплектованность современной техникой) и специализация предприятий должна обеспечивать потребности всех фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса и самозанятых в кормах.

Одно из таких предприятий должно стать базовым для учебных и научных организаций области по вопросам селекции и генетики, пионерами (первыми) по внедрению передовых технологий производства продукции и кооперативных экономических отношений.

  1. Предприятия по переработке зерновым культур на комбикорм, а крупяных культур-дляпереработки и продажи потребителям.
  2. Пекарни по производству хлеба и бакалеи.

В качестве пилотного проекта следует построить генератор из газа пищевых отходов и навоза животных (свиней) для отопления тепличных хозяйств. При положительном пилотном решении создать предприятие по строительству таких газовых генераторов. Такие газовые генератору широко применяются в Нидерландах.

Создать также предприятия по обеспечению потребностей фермерских и кооперативных предприятий, а также населения колотыми дровами.

  1. Тепличные хозяйства и огородничество

Фермерские тепличные хозяйства по выращиванию томатов, огурцов, перца, зелени, грибов, а к началу весны по продаже населению области рассады, лука севка. Продажа всей номенклатуры продукции.

В летний период – выращивание капусты, картофеля, столовой свеклы, моркови и зелени.  Закупка картофеля, лука и чеснока у субъектов малого предпринимательства, самозанятых и физических лиц. Продажа всей номенклатуры продукции.

  1. Садоводство

Фермерские хозяйства (питомники) по выращиванию саженцев: по два-три сорта яблонь, груш, вишни, сливы, малины, ежевики, черной и красной смородины, черники, крыжовника, клубники. Продажа всей номенклатуры продукции.

Фермерские хозяйства по выращиванию и закупке яблок, груш, вишни, слив, малины, ежевики, черной и красной смородины, черники, крыжовника, клубники у субъектов малого предпринимательства, самозанятых и личных подсобных хозяйств лиц для хранения в специальных хранилищах. Продажа всей номенклатуры продукции.

Следует высаживать рощи лесного ореха (лещины), липы в населенных пунктах, медоносные травы, чем способствовать повышению урожайности и развитию пчеловодства для обеспечения потребностей населения области в натуральном меде.

  1. Водохранилища и пруды

В населенных пунктах копать пруды, строить плотины в лощинах и оврагах для использования воды в случае пожаров, для полива пастбищ и огородов и для разведения рыбы. Для пропуска воды в половодье делать стоки шахтного типа. Тем самым обеспечивать население рыбой, а также организовывать платную рыбалку и отдых для туристов.

  1. Управленческие, организационные и имущественные вопросы.

Пример по содержанию крупного рогатого скота:

Жилая зона для 4-5 семей. Жилая зона должна быть построена и заселена до начала строительства животноводческого комплекса, чтобы будущие владельцы могла контролировать строительство и участвовать в приемке.

Строить 3-4 помещения:

— первое помещение для содержания коров молочного направления на 50-100 голов.

— второе помещение на 50-100 голов для телят.

— третье помещение для телок.

— четвертое помещение для бычков.

Помещения и оборудованные площади для хранения и приготовления кормов.

Хранилища для навоза.

Площади для выпаса скота с возможностью ухода и полива территории для периодической смены участков выпаса в течение летнего периода.

Инвестиционное планирование

Инвестиции должны направляться на конкретные проекты в течение финансового года. Такой ежегодный план должен утверждаться Государственной Думой Субъекта России.

В план следует включать фермерские хозяйства или кооперативные предприятия (объекты), которые планируется создать или модернизировать с указанием конкретных объектов и их проектов, сельскохозяйственной техники и оборудования и их стоимости.

Как новые, так и построенные по программе модернизации мощности должны оставаться в государственной или муниципальной собственности от 3 до 5 лет.

Программа должна быть согласована с программами газификации, электрификации и дорожного строительства Субъекта России.

По программе строительства дорог надо обратиться к Правительству Китая для изучения опыта строительства дорог, закупки передвижных цементных заводов, машин и оборудования.

Правительству области разработать технологические карты строительства дорог с бетонным покрытием и региональные проектно-сметные нормативы.

Правительству области разработать проекты жилых домов в сельской местности для работников сельских предприятий и организаций, молодых специалистов, общежития (гостиницы) для сотрудников учебных и научных учреждений и региональные проектно-сметные нормативы. Делать планы населенных пунктов с перспективой создания централизованного водоснабжения и канализации.

Самым слабым место в исполнении программы является дефицит кадров вследствие убыли населенияе в сельской местности, особенно нечерноземной полосе Европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке.

Составной частью программы должно стать привлечение в конкретный субъект России эмигрировавших раньше наших соотечественников, так называемых староверов, немцев, и т.д., а также всех тех, кто пожелает стать фермером вновь создаваемых фермерских хозяйств.

Контроль и отчетность.

Правительство Субъекта России обязано ежеквартально отчитываться о ходе реализации программы в ходе открытых заседаний с приглашением глав фермерских и кооперативных предприятий и организаций, которые создаются заново или модернизируются, а также руководителей предприятий малого бизнеса.

Целью ежеквартальных отчетов должно быть:

Первый квартал – развитие и строительство, подготовка к посевной, финансовый результат за квартал, исполнение плана-графика закупок товаров, работ и услуг за квартал по 44-ФЗ.

Второй квартал — развитие и строительство, заготовка кормов и подготовка к уборке зерновых, финансовый результат за квартал, исполнение плана-графика закупок товаров, работ и услуг за квартал по 44-ФЗ.

Третий квартал — развитие и строительство, заготовка кормов, заготовка зерновых и крупяных культур, картофеля, овощей, фруктов и ягод, финансовый результат за квартал, исполнение плана-графика закупок товаров, работ и услуг за квартал по 44-ФЗ.

Четвертый квартал и итоги года — развитие и строительство, итоги года, финансовый результат за квартал и за год, исполнение плана-графика закупок товаров, работ и услуг за квартал и год по 44-ФЗ.

Обсуждение плана работ на следующий календарный год. Утверждение плана-графика закупок товаров, работ и услуг на следующий год. 

Предложения по реализации программы.

Программа должна реализовываться министерством сельского хозяйства области без передачи финансирования муниципальным районам.

Справочная информация из законодательства России

В обязанности муниципальных образований поддержка развития сельского хозяйства не входит.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

Оказывать содействие кому-либо, чему-либо. 2. Служить средством осуществления чего-либо, приводя к нужному результату. Толковый словарь Ушакова. СОДЕ́ЙСТВОВАТЬсодействуюсодействуешь, совер. и несовер. (совер. также посодействовать), кому-чему. Оказать (оказыватьсодействие, способствовать. Содействовать кому-нибудь в работе. 

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);

Что такое СОЗДАТЬ УСЛОВИЯсоздать условия сделать возможнымзаручитьсяпослужить гарантиейгарантироватьобеспечитьпослужить порукой Словарь русских синонимов.

Смотри часть 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

  1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;

10.1) резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации;

30.1) создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации;

37) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

47) осуществления международного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе приграничного сотрудничества, участия в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

49) организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

60) утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством;

75) осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;

78) осуществления предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» полномочий в области безопасности гидротехнических сооружений;

81) организации и осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014  года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Пункт 3.1. статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.1999 г.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Фото на заставке: Елена ВОЩИКОВА