КУРСОМ АДМИРАЛА СПИРИДОВА

КУРСОМ АДМИРАЛА СПИРИДОВА

Полная версия публикации в журнале «Самоуправление» №6-2021

В журнале «Самоуправление» № 4 2019 г впервые был опубликован материал «Разве можно забыть адмирала Спиридова?», в котором рассказывалось о талантливом русском флотоводце. Это Григорий Андреевич Спиридов вместе с другими адмиралами, капитанами парусных фрегатов, матросами и солдатами десантных батальонов одержали великую победу в Чесменском сражении над турками в июле 1770 года.

Спустя несколько столетий в XXI веке по следам Архипелагских экспедиций по островам Эгейского моря прошли те, кому дороги честь, доблесть и слава России тех далеких времен.
Завершилась Международная историко-просветительская экспедиция Русского географического общества «Пламя Чесмы. Греческий гамбит». Команда историков, экспертов ЮНЕСКО по подводному культурному наследию, искусствоведов, школьников и студентов из Костромской области посетила острова в Эгейском море. Руководили экспедицией председатель Костромского отделения РГО Роман Рябинцев и директор кинокомпании «Скайфёст» Алексей Никулин.
Экспедиция вышла из греческого порта Пирей на парусном фрегате «Штандарт». Необыкновенную реплику корабля императора Петра I в течение шести лет строил с волонтерами в Санкт-Петербурге Владимир Мартусь. Он же является и капитаном этого удивительного корабля. Консультантом-экспертом по морскому наследию экспедиции был капитан I ранга запаса Сергей Александрович Мозговой.
А началось это мероприятие 7 июля 2021 года в селе Нагорье Переславского района Ярославской области, где у могилы адмирала Спиридова на молебне они просили у великого мореплавателя благословления на свой путь к далёким берегам.
Сам прославленный флотоводец его прошёл в XVIII веке. В июльскую ночь 1770 года Григорий Андреевич одержал с российскими капитанами кораблей, моряками и солдатами десантных батальонов крупнейшую победу в Чесменском сражении. Тогда русские полностью сожгли и потопили турецкий флот.
Основной задачей экспедиции являлось исследование присутствия русских моряков Первой Архипелагской экспедиции 1769-1774гг. в Средиземноморье, изучение мест базирования, а также осуществления погружения в воду в местах стоянок русских кораблей и гибели некоторых из них. Программа предусматривала также исследование исторических материалов и артефактов, среди которых особое внимание специалистов приковано к морским картам и корабельным иконам, хранящимся в монастырях архипелага.
Экспедиция входит в официальную программу Года истории Россия – Греция.
Некоторое время фрегат «Штандарт» находился в бухте Наусса острова Парос, где в 1770-1774 гг. была военно-морская база и административный центр России в Эгейском море. Историки экспедиции, общаясь с греческими коллегами, изучали материалы, находящиеся в музеях, монастырях и других учреждениях.

В Эгейском море гордо реет наш «Штандарт»
Затем экспедиции переместилась на остров Наксос. В 1770-1774 годах на этом острове была резиденция графа Алексея Орлова, который лично основал здесь греческую гимназию для детей-сирот и бедняков.
Затем гимназию переводят в Пизу, где граф покупает для этого дом и распоряжается и впредь присылать туда детей на обучение. После ликвидации «губернии» в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру с турками, когда Россия покинула архипелаг, все учащиеся гимназии как с острова Наксос, так и из Пизы на добровольных условиях, были вывезены доучиваться в Санкт–Петербург. Впоследствии многие из них стали выдающимися дипломатами, отважными моряками и солдатами.
Закончив исследовательскую работу на Наксосе, члены экспедиции на «Штандарте» переместились на остров Хиос. Конечно же, мы все, кто прилежно изучал историю, помним тот день, когда русские и турецкие корабли сошлись в солнечный июльский день 1770 года в Хиосском проливе. И грянул бой!
Турки имели серьезное преимущество: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки шебек, галер и других малых боевых и вспомогательных судов. На вооружении – 1430 орудий, общий экипаж насчитывал 16 тыс. человек. У нас лишь 9 линейных кораблей, 3 фрегата и 18 других судов, которые имели 730 орудий и экипаж около 6,5 тыс. человек. Соотношение сил было явно не в пользу русских.
Построение турецкого флота – две дугообразные линии. В первой линии находилось 10 линейных кораблей, во второй – 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией.
Оценив обстановку и слабые стороны боевого построения вражеского флота, адмирал Григорий Спиридов предложил следующий план. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, под прямым углом подходят к противнику и наносят удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения кораблей первой линии удар переносится на корабли второй линии. Расчёт флотоводца был построен на быстроте и решительности атаки.
В тот день, когда участники экспедиции вышли в Хиосский пролив, каждому из них мысленно явилась картина, как все на самом деле произошло. Итак, русская эскадра входит в Хиосский пролив. В соответствии с утвержденным планом атаки её корабли поворачивают влево и почти под прямым углом спускаются на противника. Турецкий флот начинает бешеную орудийную пальбу. Первым с дистанции в 50 метров ударил из корабельных пушек линейный корабль «Европа» под командованием капитана Федота Клокачёва. Капитан хотел ещё ближе подвести корабль к противнику, но близость подводных камней заставила его повернуть и временно выйти из линии. Так совсем неожиданно головным становится флагманский корабль «Евстафий» адмирала Спиридова. Именно на него турки перенесли бешеный огонь из своих корабельных орудий.
Адмирал же приказал сконцентрировать огонь на флагманском корабле турок «Реал-Мустафа». Вслед за флагманом в бой бросились остальные суда русского флота. Линейный корабль «Три святителя» под командованием капитана I ранга Степана Хметевского вёл исключительно меткий огонь по врагу, нанося турецким кораблям серьёзные повреждения. Неожиданно «Три Святителя» стало сносить прямо в середину вражеского флота, между двумя его боевыми линиями. Положение становилось опасным.
Сам Хметевский, несмотря на полученное ранение, продолжал умело руководить действиями корабля. На «Трёх святителях» обозначились подводные пробоины, были повреждены мачты. Но русские моряки продолжали вести бой. С предельно близкой дистанции они обрушили на врага сотни снарядов сразу с обоих бортов.
«Евстафий» вёл огонь так близко, что русские ядра прошивали насквозь оба борта турецкого флагмана. Экипажи уже вели ружейную и пистолетную перестрелку. Турки не выдержали такого натиска и отдельные из них бросались за борт в кипящие от разрывов воды Хиосского пролива. «Ефстафий» сблизился с «Реал-Мустафой» и русские матросы бросились на абордаж.
С загоревшегося османского корабля пламя перекинулось и на «Евстафий». Команда успевает покинуть судно. Гремят мощные взрывы и оба корабля медленно погружаются в морские воды.
Это решило исход битвы, и турки отступили под прикрытие береговых батарей в Чесменскую бухту. К тому моменту и русская эскадра и неприятель потеряли по одному кораблю. Примерно равными были и потери в живой силе. Но уже 7 июля на дно Чесменской бухты был пущен весь турецкий флот. Vivat России!
Участники экспедиции возложили на воды Хиосского пролива памятные венки. Мы чтим всех, кто принёс государству Российскому славу, почёт и торжество над неприятелем, который доселе не знавал поражения.
Слава русским триумфаторам – адмиралу Спиридову, капитанам кораблей, матросам и солдатам десантных батальонов!
Затем экспедиция совершила переход к острову Лемнос. Корабль «Штандарт» вошёл в порт Мирине и на следующий день команда водолазов под руководством Сергея Маратовича Фазлуллина начала исследования в морских глубинах. Как известно, недалеко от этого греческого острова лежит русский корабль «Святослав», посаженный в сентябре 1770 года на мель английским лоцманом Гордоном. Этот приятель командующего второй эскадрой Первой Архипелагской экспедиции Джона Эльфинстона был таким искусным в своём деле, что умудрился приземлить 80-ти пушечный парусник так «профессионально», что сойти с малой глубины уже никак было нельзя.
Об этом сам контр-адмирал написал в своих воспоминаниях: « Я почувствовал необычное движение… Очень хорошо осознал, что корабль ударился о грунт… «Чёрт возьми, закричал я. – Этот корабль сел на мель»… Я взлетел на кормовую галерею и совершенно ясно увидел дно».
Мало того, самый мощный и новейший «Святослав» сразу дал течь.
Вот ведь как всё сошлось. Сам парусник строил в 1769 году английский корабельный мастер Ламберт Джеймс. «Святослав» отправился в плавание первоначально в составе Первой эскадры под командованием адмирала Спиридова, едва покинул Ревель, и такой оборот. Несмотря на все приложенные старания и усилия, в трюмах скапливалось все больше и больше морской воды. Помпы уже не справляются. Было ясно, что «Святослав» уже не спасти. Вместе с солидными запасами провианта, пушками, ядрами, порохом – со всем тем, что так необходимо команде парусника для долгого военного похода. Все это ушло на дно. Похоже, англичане все сделали для того, чтобы он утонул. А лоцман Гордон умудрился сразу же сбежать из-под стражи и раствориться в греческих просторах…
Эльфинстона, щедро принятого поначалу Екатериной II, ждала суровая кара. Он-то и по-русски знал только три слова. Завязывая разговор с подчинёнными, Джон обычно говорил «сволош». Завершая беседу, он всегда изрыгал из себя «пшёл». И ещё одно было самое любимое у него словечко, которое Эльфинстон любил выговаривать особенно смачно, выразительно отрубая каждый слог: «Ско-ти-на!»
В своей жизненной командировке он думал не о престиже России. Сэр Джон приехал за деньгами. Поэтому ему так необходимы были постоянные стычки с неприятелем. Каждая погоня, каждый залп из бортовых орудий, рукопашные схватки, абордажи, конфискованный груз – всё это и другое выливалось в звонкую золотую монету. Правда, он получил-то всего-ничего. Его попросту попросили убраться из России, так и не выплатив ему всех огромных денежных сумм, что обещали. Но русский флот потерял прекрасный парусник. И не в морском сражении, а просто потому, что кто-то однажды проявил элементарную небрежность.
Благодаря научному поиску и дружеским контактам с островитянами место гибели «Святослава» в прошлые годы стало известно российским исследователям Алексею Никулину и Сергею Мозговому, проводившими научно-исследовательские работы на Лемносе. Местные рыбаки и представители русской диаспоры из поколения в поколения устно передают координаты, где лежат якоря, пушки, ядра и все то, что пока еще остается на дне. Водолазы под руководством Сергея Маратовича Фазлуллина не сразу смогли отыскать место гибели корабля. Но второй день поисков увенчался успехом! И теперь мы можем видеть и эти якоря, и корабельные орудия, которые можно пока лишь только осматривать, измерять, но не более того.
Надо заметить, что все, что лежит в дне – принадлежит Греции. И надо как-то договариваться, а уж потом нырять и, при согласии греческих коллег, поднимать артефакты русского корабля для музеев. Пока нам разрешается только этим любоваться, снимать, дотрагиваться и не более. Но внимание руководителей наших государств, самой экспедиции РГО в год России – Греции, как-то мало-помалу чувствуется, что проявляется соответствующее внимание на общегосударственном уровне. Так что и остается надежда, что в будущем подобные экспедиции по изучению следов Первой Архипелагской экспедиции будут продолжаться. Вновь и вновь. И количество участников каждый раз непременно будет расширяться.

ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА БУДЕМ ПОМНИТЬ О НИХ ВСЕГДА
На острове Лемнос в разные эпохи и годы шли войны. Большие и малые. С участием наших соотечественников. Они погибли за то, чтобы греческий народ жил в мире, дружбе и согласии. Есть на острове русские кладбища и памятники. Нет, они не заброшены. Но было бы как-то не по-человечески, если бы руки участников экспедиции Русского географического общества не прикоснулись к местам последнего упокоения наших соотечественников.
Поэтому во время стоянки «Штандарта» в бухте острова Лемнос, участники экспедиции навестили памятник графу Алексею Орлову и флотоводцу Дмитрию Сенявину, открытому в 2004 году. За это время надпись «В память русских моряков эскадр графа Орлова и вице-адмирала Дмитрия Сенявина, внесших вклад в независимость Греции» существенно изменилась. Краски выгорели и в сегодняшнем виде слова, естественно, трудно прочесть. Как на русском, так и на греческом языках. Участники экспедиции: Сергей Мозговой, Роман Рябинцев, Сергей и Наталья Чечулины занялись реставрационными работами. Надписи очистили от грязи и остатков прежней краски, помыли, пропитали мраморные камни специальными растворами. Затем нанесли новую краску. В этот момент из-за облаков блеснул солнечный луч и надпись, прежде такая тусклая и унылая, засверкала, зазолотилась…
После оглушительного разгрома турецкого флота адмиралом Григорием Спиридовым, другими флотоводцами, капитанами русских фрегатов, матросами и солдатами десантных батальонов в Чесменской бухте, русское военное господство надолго воцарилось в восточной части Средиземноморья. Конечно же, с ними тогда был и граф Алексей Орлов. Но он лишь осуществлял общее руководство. Сражался с турками не он. Но все пенки славы он вычерпал до дна. Остальным тоже кое-что осталось вместе с осадком некоторой горечи.
Что делать, но даже через века надпись, которую восстановили участники экспедиции не совсем правильно отражает сути всех тех дел, которые уже ушли в историю. Как говорится, уже ничего не изменишь. Но знайте, что рядом с фамилией Орлова непременно значатся выдающиеся Спиридовы, Грейги, Клокачевы, Хметевские, Ильины и еще тысячи и тысячи тех, кто в те далекие годы сражаясь, открыл миру новую Россию. Дерзкую, отважную, мужественную. Именно с тех времен все на земном шаре начали уважать русское государство и бояться.
А вице-адмирал Дмитрий Сенявин, продолжая героические деяния соотечественников, действовал со своей эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях в 1805–1807 годах против французского и турецкого флота. 19 июня 1807 года в сражении у Афонской горы русские моряки под командованием отважного флотоводца разбили турецкий флот, шедший с Лемноса. Так была одержана еще одна блестящая победа над турецким неприятелем, но заключение Тильзитского мира не позволило русской эскадре использовать результаты своего триумфа. Однако действия Сенявина в Эгейском море предвосхитили восстание греков против турецкого владычества в 1821 году, которое привело к созданию современного греческого государства.
Участники экспедиции также навели должный порядок на русском кладбище на полуострове Калоераки на берегу Мудросского залива. На памятнике, установленном на мемориале, начертано: «Казакам России и всем русским людям, нашедшим свой последний приют на греческой земле. 1920–1921». На нем захоронены наши соотечественники. Это казаки и гражданские беженцы, оказавшиеся на острове в 1920 году в результате исхода из России после Гражданской войны. Всего на Лемнос тогда было эвакуировано 30 тысяч солдат и офицеров армии Врангеля, а также военнослужащих из состава Кубанского и Донского казачьих воинств и членов их семей. От голода и болезней в период с 1920 по 1921 годах на острове умерли более 370 наших соотечественников.

В МУДРОСЕ НА КЛАДБИЩЕ ЕСТЬ РУССКИЙ УГОЛОК
В один из последних дней пребывания экспедиции было решено отправиться во второй по значимости город на Лемносе – Мудрос. Он занимает всю восточную часть острова. Кроме иных достопримечательностей есть в этом греческом городе Британское кладбище Первой мировой войны.
А на нём русский участок. Множество захоронений. Сюда и пришли участники экспедиции, чтобы вспомнить о соотечественниках, погребённых в скалистом грунте. Двадцать девять русских могил. В них захоронены 24 донца, один кубанец, три астраханца и супруга полковника Карякина Мария из Ростова-на-Дону. Большинству из погребённых не было и тридцати лет.
Когда сюда впервые после долгого небытия в первые годы XXI века пришли русские, им открылась довольно-таки неприглядная картина. На фоне ухоженных могил союзников этот пустынный угол кладбища с сиротливой надписью на английском языке и ошибочными данными на протяжении многих десятилетий являл собой образец если не презрения, то абсолютного равнодушия нашего государства к своим соотечественникам, которые скончались на чужбине.
«Здесь похоронены 28 солдат и одна женщина, погибшие во время эвакуации из Новороссийска в 1921 году», — гласил текст на прежней табличке.
В этом-то и заключается все английское пренебрежение по отношению к нам, потому как на самом деле наши православные погибли не во время эвакуации, а после. И тем, кто трудился над изготовлением этой таблички, скорее всего, было абсолютно наплевать на тот факт, что красноармейские части заняли Новороссийск в начале 1920 года, тогда же оттуда и отплыли части генерала Деникина.
Долгое время жили казаки на острове Лемнос в палатках. По 14 человек в каждой. Некоторые – с семьями. Французские и британские власти чинили им всяческие препятствия. Много, очень много прекрасных здоровых мужчин со временем стали болеть и умирать. И, прежде чем им разрешили вернуться обратно домой, что было связано с риском для жизни, или же уехать в только в определенные союзниками государства, прошло много дней и ночей.
В начале этого века наши дипломаты добрались наконец-то до острова Лемнос и им, признаться, от увиденного стало не по себе. Начались архивные изыскания и восстановительные работы.
Спустя некоторое время, благодаря волонтерам отряда «Лемнос», были приведены в надлежащее состояние все захоронения. Они выполнены в европейском стиле. Приезжайте на Лемнос и посетите русский уголок на кладбище в Мудросе. Все фамилии и звания тех, кто упокоился в греческой земле, будут вам известны.
Спите спокойно, сыны и дочери России!

ПАМЯТНИК НА ГРЕЧЕСКОМ ОСТРОВЕ КЕЯ
На обратном пути «Штандарт» сделал остановку в порту Корисия острова Кея. На этом скалистом островке суши есть памятник Ламбросу Кацонису – греческому корсару, состоявшему на службе государства Российского.
Этот простой греческий юноша из греческой Ливадии однажды пришёл добровольцем вместе со своим братом к адмиралу Григорию Спиридову и стал вместе с русскими матросами и солдатами очищать свои острова от турецких поработителей. За время своей долгой упорной службы добился многого, стал отважным капитаном, наводящим ужас на врагов.
А на острове Кея была его база флибустьерского греческого флота. Отсюда они уходили малым составом судов в море, громить турецкие даже и не корабли, а целые эскадры. И у них это получалось.
И даже тогда, когда пашам и визирям казалось, что все греки перебиты, никогда среди них они не находили Кацониса. Он, подобно ящеру, уходил, просачивался сквозь их боевые порядки и вновь собирал корабли, людей и нападал на турок…
Найдите историческую миниатюру Валентина Саввича Пикуля «Первый листригон Балаклавы». Она небольшая по объему, но в ней спрессована вся жизнь этого отважного грека, который беспощадно громил турок, беря их корабли на абордаж и вырезая членов команды всех до единого. Потому как мстил за свою землю, за своего брата, погибшего в бою, за своих сородичей.
Однажды он, имея только три корабля, обратил в бегство целую турецкую эскадру из 18 судов. Корсар быстро взлетел по служебной лестнице, преодолев без особых препятствий все ее ступени, стал офицером и вот он уже подполковник.
А когда его спрашивали, в чем же собственно секрет его успехов, он говорил просто.
– Обычно я нападаю первым.
И налетал словно вихрь, громил и топил вражеские фрегаты. Так в 1789 году он разбил сразу три турецкие эскадры, надолго обеспечив свое владычество в Эгейском море. Ему не было равных. У острова Андрос семь его кораблей дрались одновременно с двумя эскадрами. И Кацониса остались лишь два судна, но греки выстояли. Ему вся Европа пела похвальные песни. А Байрон посвятил ему свою поэму «Корсар». Ну, и конечно же, Екатерина II пожаловала ему звание полковника.
После этого Кацонис вернулся в Балаклаву, где уже служил ранее, стал командиром Греческого батальона. Но хитрые и коварные турки выследили его и отравили. Это случилось в 1801 году. Хотя отдельные историки ещё спустя несколько лет писали о его морских подвигах.
В высокой феске, с пышными усами. Вот таким участники экспедиции увидели его на памятнике на острове Кея. Монументального.
Как писал Валентин Саввич в своей исторической миниатюре. И «Свирепого!» Возможно, он и был таким. Потому как с турецким супостатом другим и быть-то нельзя. Никогда!
В последний день все участники тепло попрощались с капитаном корабля «Штандарт» Владимиром Мартусем и его крошечной командой. Ее представители – из разных уголков России и вынуждены пока находиться в чужих водах, чтобы у них не смогли забрать в Санкт–Петербурге их детище – реплику корабля Петра I, построенную однажды волонтерами.
Но недолго этому судну суждено было красоваться на отечественных рейдах. Разные людишки потянулись своими когтистыми ручонками к этому уникальному творению. И Владимир Мартусь принял тогда нелегкое для себя решение – уйти в моря других государств. Так он и сделал.
Сейчас «Штандарт» после капитального ремонта в Португалии ходит пока между греческими островами и любой из нас может стать ненадолго членом его экипажа. Только знайте, что вам необходимо надо будет драить палубу, стоять на вахте, освоить профессию кока, мыть гальюны, выдержать шторма, ставить паруса.
Если что не так, капитан вправе высадить вас в ближайшем порту, а там самолетом местных авиалиний до Афин или Салоников, и все – ты уже более никогда не ощутишь всей прелестной жизни «морского волка». Ну, не дано тебе это и все. А если нет, то вперед, пожалуйста. И расписание всех переходов «Штандарта» до апреля следующего года – оно перед вами.
Кстати, едва экспедиция сошла на берег, на борт стали подниматься прилетевшие только что русские из Эстонии. Они познакомились как-то с Владимиром Мартусем, списались, и вот уже все без исключения вошли в очередной состав экипажа «Штандарта». В этот раз корабль уходил на остров Санторини, где по преданию зарождалась Атлантида.
Конечно же, все это чертовски интересно. Им, русским наследникам адмирала Алексея Спиридова, сыну адмирала Григория Спиридова, упокоившемуся на кладбище города Ревель (ныне Таллин), будет приятно передать символическое «Здравствуй, Эгейское море!» окружающей их морской акватории. С ней не понаслышке были знакомы и воевали на ее просторах эти два славных флотоводца нашей военной-морской истории. Ей 30 октября 2021 года исполнилось аж 325 лет. Vivat, флоту России!
А капитан I ранга Сергей Александрович Мозговой захватил на острове Лемнос горсть песка. И в ближайшее время отвезет его на могилу адмирала Григория Спиридова в Нагорье. Так постепенно образуется связь поколений, нашей русской и греческой земли. Политой кровью наших предков. К нашему счастью, там на островах Эгейского моря этого не забывают.

Валентин МАЛЮТИН,
полковник в отставке,  руководитель международного общественного движения «За адмирала Спиридова!»

Фото Сергея Мозгового, подводные съёмки – Martins Saiters