* БУХВАЛЬД Е. М., заведующий центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН; доктор экономических наук, профессор, Москва
* ЕРОХИНА А. А., студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
* МАЕВСКАЯ Л. И., кандидат экономических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник, Центр федеративных отношений и регионального развития Института Москва,
* ПОПОВ В. А., студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
* БЕЛЯЕВ А. М., доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,, Москва
+ СУВОРОВА М. А., студент, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Москва
+ БОЧАРОВА С. А., студент, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Москва
* ВОРОЖИХИН В. В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова, ведущий научный сотрудник ИПРАН РАН, Москва,
+ ЗАХАРОВ В. К., доктор физико-математических наук, профессор Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова. Москва,
*** *** *** ***
УДК 332.142
БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич,
заведующий центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН; доктор экономических наук, профессор, Москва
BUKHVALD Evgeniy Moiseevich,
Chief of the Department of federal relations and regional development, Institute of Economics; Russian Academy of Sciences; Doctor of Sciences (Economics), Professor.
Федеративная и муниципальная реформа:
пути согласования
Аннотация. Статья рассматривает направления и пути взаимодействия и согласования возможного нового этапа федеративной и муниципальной реформы в стране. Отмечается, что активно продвигаемая идея дальнейшего укрупнения субъектов Российской Федерации при ее практической реализации неизбежно окажет существенное влияние и на функционирование институтов местного самоуправления. Это делает необходимым согласование двух названных выше направлений институциональных преобразований с тем, чтобы не допустить ущемления прав населения на местное самоуправление и ограничения его возможностей в управлении социально-экономическим развитием территорий.
Ключевые слова: федеративная реформа; муниципальная реформа; самоуправление, государственное регулирование.
FEDERAL AND MUNICIPAL REFORM:
WAYS OF RECONCILIATION
Аbstract. The article examines the directions and the ways of interaction and coordination of a possible new stage of federal and municipal reform in the country. It is noted that the actively promoted idea of further consolidation of the subjects of the Russian Federation in its practical implementation will inevitably have a significant impact on the functioning of local self-government institutions. This makes it necessary to coordinate two above mentioned directions of institutional transformations in order to prevent infringement of the rights of the population for local self-government and limit its opportunities in managing the socio-economic development of territories.
Keywords: federal reform; municipal reform; self-government, state regulation.
Федерация на пороге нового реформирования?
Федеративная и муниципальная реформа представляют собой одно из наиболее значимых институциональных преобразований, осуществленных в Российской Федерации в период ее суверенного развития. Последняя по времени и наиболее активная фаза федеративной реформы пришлась на начало – середину 2000-х годов. На этом этапе реформа носила системный характер: произошло слияние нескольких субъектов Федерации; изменен порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ; усилены меры контроля Федерации за деятельностью органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, сформированы федеральные округа с институтом полномочного представителя Президента РФ и пр. Что касается муниципальной реформы, то ее последний по времени этап был связан с принятием в 2003 г. Федерального закона №131 [1], основные положения которого вступили в фазу полномасштабной реализации с 2006 года.
Особенностью этих реформ стало то, что завершение их наиболее активной фазы не означало полную приостановку связанных с ними преобразований. Так, в сфере федеративных отношений в дополнение к федеральным округам были сформированы макрорегионы, узаконен институт федеральных территорий и пр. В еще большей мере различные «пост-реформирования» проявили себя в сфере местного самоуправления, при этом эти новацией во многом стали полным отрицанием того, что было осуществлено на начальной стадии муниципальной реформы. Это резкое увеличение числа поселенческих муниципалитетов, а затем их постепенное сокращение; ликвидация внутригородских муниципальных образований вне городов федерального значения, а затем их восстановление и пр.
Другая особенность названных выше реформ состояла в отсутствии между ними достаточной согласованности или логической последовательности. Можно сказать, что конституционное объединение государственного управления и местного самоуправления в единый институт публичной власти [2] пока практически не сказалось на координации предпринимаемых институциональных изменений. Например, при слиянии ряда бывших автономий с иными субъектами Федерации эти автономии получали статус «особых» административно-территориальных единиц (муниципальных образований) с расширенными полномочиями, хотя федеральными законами возможность наделения тех или иных территориальных единиц, утративших автономный статус, такой «особостью» никогда не фиксировались.
Однако в последнее время появились признаки того, что и федеральная, и муниципальная реформа в стране могут вступить в фазу дальнейшего продолжения. В отношении муниципальной реформы это продвижение связывается, прежде всего, с рассмотрением в Государственной Думе РФ законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3]. Основные положения этого законопроекта, включая и те, которые вызвали критическую реакцию в самом муниципальном сообществе, подробно освещены в нашей научной литературе [4; 5; 6].
Несколько иначе обстоит дело с перспективами федеративной реформы. В этом направлении нет официально обнародованных документов. Есть лишь комментарии из различных источников. Конечно, далеко не очевидно, что dct имеющиеся здесь «проекты» обретут реальные очертания. Однако и пройти мимо сути эти «проектов» также невозможно. Это связано с тем, что любые реформы в сфере федеративных отношений неизбежно затрагивают широкий круг вопросов внутрифедеративных взаимодействий, а также многие иные тренды социально-экономического развития в стране, включая и то, как функционирует муниципальное звено управления. Оба направления реформ, таким образом, как бы оказываются в зоне мощного взаимовлияния.
Согласование ради прогресса и демократии
Согласование целей и процедур федеративной и муниципальной реформы предполагает, прежде всего, логическую последовательность мер по их осуществлению. Это – важный аргумент в пользу того, что нынешнее активное «проталкивание» нового законопроекта по местному самоуправлению пока видится как излишняя поспешность.
Приоритет в ходе преобразований, конечно, остается, за предполагаемыми изменениями в структуре российской федеративной государственности, которые еще должны обрести конкретные очертания. По сути, на данный момент просматриваются два варианта поведения такой реформы. Один повторяет ход реформы начала-середины 2000-х годов. Речь идет о вхождении региона (регионов) в состав иного субъекта Федерации или, что равнозначно, об объединении ряда регионов один новый субъект Федерации («мегарегион»). При этом все «входящие» или «объединяемые» регионы теряют свою субъектность; таковая остается только за одним территориальным образованием. Иной, более «мягкий» вариант (который в некоторых случаях рассматривается как промежуточный), предполагает создание межрегиональных агломераций. В таковых все задействованные регионы сохраняют свою субъектность, но с возможной передачей части управленческих полномочий на уровень агломерации.
Поскольку наиболее значимым моментом предполагаемой федеративной реформы выступает примерно двукратное сокращение числа российский регионов, «центром пересечения» названных институциональных преобразований выступает вопрос о судьбе муниципалитетов ликвидируемых субъектов Федерации. Здесь «корреспонденция» двух предлагаемых институциональных новаций очевидна: объединение нескольких регионов в нынешних условиях неизбежно создаст трудно управляемое муниципальное пространство в несколько сот муниципалитетов. Так, были обнародованы предложения об объединении ряда регионов Центра России (например, Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской и Ярославской областей). Сейчас это более 800 муниципалитетов разного уровня, а по фабуле предлагаемой муниципальной реформы (только муниципальные округа и районы) их осталось бы примерно 120–130, что вполне «управляемо» из единого мегарегионального центра. Правда, при этом население отдаляется от органов местного самоуправления и возможности прямого контакта граждан с ними существенно сокращаются. В этом как раз видится важная «ниша» для действий со стороны государственной власти федерального и регионального уровня с тем, что обеспечить возможности прямого взаимодействия населения и органов местного самоуправления, используя для этого различные логистические, информационные и иные возможности.
Одним из наиболее важных направлений согласования федеративной и муниципальной реформы выступает координация деятельности всех уровней публичной власти в целях создания единой «вертикали управления». В настоящее время принципиальное значение здесь имеет функционирование этой системы как вертикали стратегического планирования. Пока эта вертикаль характеризуется явной разбалансировкой. Федерально-региональный уровень стратегического планирования формально находится в состоянии практически полной завершенности, хотя «базовая» стратегия социально-экономического развития страны все еще остается непринятой.
Муниципальный уровень стратегирования выглядит значительно слабее. По данным Реестра документов стратегического планирования, «свои», утвержденные соответствующим образом, стратегии имеют 70,4% муниципальных районов и 66,9% городских округов, но при этом только 5,7% городских поселений и 2,8% сельских поселений. Эти данные показывают, что большинство поселенческих муниципалитетов не смогли или не захотели воспользоваться предоставленным им правом на «собственное» стратегирование. При этом органы государственной власти федерального и регионального уровня явно не создали условия и стимулы для того, чтобы низовой уровень вертикали стратегирования заработал в полную силу. Решающее значение здесь имеет такой негативный фактор, как очевидная неадекватность финансово-бюджетной базы муниципалитетов, которая по-прежнему остается несообразной самому понятию «стратегирование социально-экономического развития территории».
И это также чрезвычайно значимый аспект согласования федеративной и муниципальной реформы. В современной экономической науке – и у нас, и за рубежом – понятия «федерализм» и «бюджетный федерализм» используются почти как синонимы [7]. Соответственно, развитие федеративных отношений во многом воспринимается именно как развитие механизма бюджетного федерализма, как совершенствование налогово-бюджетных взаимодействий федерального центра, регионов и местного самоуправления. Хотя меры, направленные на то, чтобы улучшить такое взаимодействие, у нас декларировались неоднократно, достаточной координации этих мер с ходом федеративной и муниципальной реформы добиться так и не удалось.
Более того, за период после принятия ФЗ №131ситуация в сфере местных финансов ухудшилась. По ходу реформы средства финансирования российских муниципалитетов были перераспределены по тысячам новых местных бюджетов. Эти бюджеты оказались потеснены и в макроэкономическом плане. До реформы (конец 1990-х – начало 2000-х гг.) доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации (по расходам) достигала 25-26%, а в консолидированных бюджетах субъектов Федерации – 40% и даже 50%. Сейчас эта ситуация принципиально изменилась. По данным за 2021 г., эти доли составляли, соответственно, уже 11,6% и 31,4%. Кроме того, в настоящее время задачи хозяйственного и особенно социального развития муниципальных образований во многом решаются за счет государственных программ и проектов – как федерального, так и регионального уровня. И это также важный «срез» координации тех изменений, которые происходят в сфере федеративных отношений и в муниципальной сфере.
Реализация указанных программ и проектов основывается на механизме софинансирования из бюджетов разных уровней. Но фактически доля местных бюджетов здесь невелика (10–20%), а часто отсутствует совсем. Заметно разнятся и возможности такого софинансирования между различными по уровню развития субъектами Федерации. В результате формируется ситуация, при которой российское местное самоуправление, при значительных факторах неопределенности, в решающей мере функционирует за счет государственных бюджетных ресурсов (если считать таковыми все виды поступлений в местные бюджеты за исключением двух местных налогов). Необходимо заранее предвидеть, как может сложиться эта ситуация в случае проведения крупномасштабной федеративной реформы.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что успешное осуществление федеративной и муниципальной реформы возможно только на основе тесного согласования этих двух направлений институциональных преобразований, их глубокой научно-экспертной проработки и экспертизы. Заделы к такой работе имеются. Это данное еще в начале 2020 г. указание Президента РФ В.В. Путина о подготовке новой Концепции государственной политики в сфере местного самоуправления. Однако прошло уже три года, а это важное указание Президента остается неисполненным. Очевидно, что такая Концепция должна предварять принятие нового законодательства по местному самоуправлению, так же как Концепция федеративной реформы – четко предопределять все шаги по дальнейшему развитию основ российской федеративной государственности.
Список источников:
1.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
- Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ. [электронный ресурс].Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/45280.
- Букалова С.В., Меркулова К.Г. Особенности нового этапа реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т.17. №2. С.54–70.
- Валентик О.Н. Европейская Хартия и новый вектор муниципальной реформы и Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. №1. С.42–56.
- Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Бюджетный федерализм в России: быть или не быть? // Вопросы экономики. 2021. №1. С.143–160.
3. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/.
4. Агибалов Ю.В. Муниципальная реформа 2022 года в России: вопросов больше, чем ответов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2022. №2. С.4–10.
*** *** *** ***
УДК 351.354
ЕРОХИНА Анастасия Александровна*,
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
EROKHINA Anastasia Alexandrovna,
Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ЭКОЛОГИЮ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (Г. НОВОДВИНСК) И МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация. В рамках исследования изучена экологическая обстановка на примере городского округа «Город Новодвинск» Архангельской области. Выявлены проблемы и факторы, влияния промышленных предприятий на ухудшение экологической обстановки городского округа. Сформулированы предложения по совершенствованию современной модели управления, регулированию и стандартизации технологических процессов для снижения вредных выбросов в окружающую среду.
Ключевые слова: экология, промышленность, вредные выбросы, государственное и муниципальное управление.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF INDUSTRIAL PRODUCTION ON THE ENVIRONMENT IN THE ARKHANGELSK REGION (NOVODVINSK) AND MEASURES OF STATE AND MUNICIPAL REGULATION
Abstract. As part of the study, the environmental situation was studied on the example of the urban district «City of Novodvinsk» in the Arkhangelsk region. Problems and factors that influence industrial enterprises on the environmental degradation of the urban district are identified, proposals are made to improve the modern management model, regulate and standardize technological processes to reduce harmful emissions into the environment.
Keywords: ecology, industry, harmful emissions, state and municipal administration.
Вся история развития человечества тесно связана со стремлением улучшить качество жизни за счет перехода от тяжелого ручного труда к машинному, что было возможно только с развитием и внедрением новых технологий и способов производства. Также на всех этапах нашего развития мы были тесно связаны с окружающей средой. Но одновременно с наращиванием промышленного производства, возрастало и воздействие деятельности человека на природу. И сейчас окружающая среда постоянно подвергается антропогенному воздействию.
Так, например, в г. Новодвинск Архангельской области, в настоящее время складывается сложная экологическая ситуация в результате выбросов вредных веществ промышленных предприятий города.
Так, в соответствии с Докладом [4], к основным предприятиям, которые являются источниками загрязнения атмосферы, относятся: АО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Архангельский фанерный завод» и угольные котельные, но главная роль отводится первому из перечисленных производств. Основные виды загрязнения окружающей среды данным комбинатом – сброс сточных вод в реку Северная Двина, выбросы в атмосферу и деятельность по обращению с отходами. В 2021 году в г. Новодвинске было отмечено 5 случаев высокого загрязнения воздуха бензапиреном, более того, концентрация этого вещества и формальдегида за последние 5 лет повысилась с 0.3 по 0.6 ПДК и с 0.6 по 1 ПДК соответственно [4], что говорит о существующих проблемах отчистки и фильтрации выходящих с предприятий вредных веществ.
Если говорить о загрязнении водных ресурсов Архангельской области и
г. Новодвинска, в частности, то источник загрязнения Северной Двини – сточные воды целлюлозно-бумажных предприятий и суда речного и морского флота. Основные вредные вещества здесь – соединения железа, меди и марганца. Кроме того, в 2021 году были случаи превышения норматива для соединений никеля с 0% до 19% в черте г. Новодвинск, также в пределах города значительно увеличилось содержание нефтепродуктов – 7 ПДК (против <1 ПДК в 2020 г.). В результате в Докладе отмечается, что качество воды в г. Новодвинск ухудшилось и соответствует 3-му классу разряда «б» (очень загрязненная вода), а годом ранее она была просто «загрязненной» [4].
Если посмотреть рейтинг территорий Архангельской области по доле проб воды и почвы, которые не соответствуют нормативам, то можно отметить, что в г. Новодвинск последние 4 года ситуация сложная. Так, город занимает 1-е место в этом рейтинге по доле источников водоснабжения, не соответствующих гигиеническим требованиям (она равна 100%), кроме того, за последний год увеличилась доля проб водопроводной воды, которые также не соответствует нормативам (с 12,5% по 29,8%) [4]. Вместе с этим в период 2018–2020 гг. наблюдалось увеличение доли проб почвы, не соответствующих микробиологическим показателям, но в 2021 году ситуация улучшилась (их удельный вес сократился с 48,6% до 25%) [4]. Таким образом, достаточно высокая доля проб не соответствует установленным нормативам, принимаемых мер по уменьшению воздействия на природу недостаточно. Кроме того, такое положение г. Новодвинск также влияет на место в рейтинге региона в целом.
Если говорить непосредственно об АО «Архангельский ЦБК», то согласно Отчету [5], на комбинате проводятся разные природоохранные мероприятия. В частности, в этом году в рамках акции «Растем вместе» детям сотрудников к 1 сентября кроме традиционного подарка были подарены 200 саженцев, которые были высажены в г. Новодвинск, так комбинат заботится об экологии и частично восполняет нанесенный вред природе, в ходе вырубки леса для производства. Также, согласно Отчету [5], наряду с увеличением выработки целлюлозы, сокращаются выбросы вредных веществ комбината в воду и атмосферу, но с учетом приведенной ранее информации, можно сделать вывод, что существующих мер недостаточно для улучшения ситуации.
Также, на территории г. Новодвинск примерно в 800 метрах от жилых домов и менее чем в 1 км – от реки, находится полигон ТБО, где осуществляется складирование отходов уже на протяжении 50 лет, и только сейчас начали принимать меры по его рекультивации [4].
Кроме того, в городе существует потенциальная радиационная опасность, которая связана с использованием на АО «Архангельский ЦБК» радиоизотопных приборов.
Ухудшение экологии – не только загрязнение природы, но и ухудшение здоровья человека. Так, все указанные ранее вещества негативно влияют на здоровье населения города, вызывая достаточно серьезные заболевания. Важно отметить, что г. Новодвинск является лидером области по частоте возникновения заболеваний органов дыхания, новообразований и отравлений.
Во всем мире на уровне государства обсуждаются вопросы экологии и необходимости снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, почву и воду, а также обеспечения недопустимости превышения их ПДК. Но реализуемые в настоящее время меры не дают видимого эффекта. Для определения возможных путей решения экологических проблем необходимо определиться с их причинами, с которыми связано развитие экологических проблем муниципального образования.
Так, первоочередным фактором, определяющим состояние экологии, является географическое положение региона. Архангельская область сочетает зоны крайнего севера, арктической пустыни, тайги, тундры и лесотундры. Одна часть данного региона – территории Крайнего Севера, остальная – территории, приравненные к районам Крайнего Севера [1]. Соответственно географическое положение региона послужило концентрации населения в наиболее крупных городах, где и стала развиваться промышленность, что в свою очередь повлекло возникновение промышленных выбросов, полигонов и ядерных захоронений в пределах городов и их приграничных районов.
Следующий фактор, который препятствует решению экологической проблемы – финансирование. Сейчас в связи с санкционным давлением, кризисами, эпидемиологической ситуацией распределение бюджетных средств происходило в большей мере на решение проблем в других сферах государственного управления, а экология отходила на второй план. Кроме того, проблемы существуют и внутри финансирования природоохранных мероприятий, если учитывать, что средства выделяются из бюджетов разных уровней бюджетной системы, а ситуация в Архангельской области и
г. Новодвинске значительно не улучшается, то это свидетельствует о неправильной расстановке приоритетов финансирования мероприятий и соответственно средства расходуются неэффективно, хотя исполнение бюджета, например по государственной программе [2], за 2021 год составило 99,8% [3].
Третий фактор – административная составляющая. Так, в органах власти, как регионального, так и местного уровня, есть ряд проблем, в частности нехватка квалифицированных кадров, низкая оплата труда, которая зачастую не является стимулом для эффективной работы, а также как уже отмечалось ранее – наличие других проблемных сфер. Вместе с этим, важно отметить, что на региональном уровне органами государственной власти субъекта разработана и реализуется государственная программа [2], которая направлена на решение широкого спектра существующих экологических проблем области, однако на местном уровне (в г. Новодвинск) муниципальная программа в сфере экологии отсутствует.
И последним немаловажным фактором является проблема с оборудованием. Здесь подразумевается использование зарубежного оборудования, обслуживание и ремонт которого осуществляется в ходе международного сотрудничества, а с возникновением санкционного давления часть оборудования приходит в негодность, а ремонт затрудняется. Соответственно все силы сразу переключаются на реализацию политики импортозамещения, однако в настоящее время отечественных технологических решений, которые могут устранить препятствия в производственном процессе, недостаточно.
Так, мы видим, что в г. Новодвинск состояние окружающей среды сейчас тяжелое, достаточно сильно загрязнены вода и почва, а также случаются превышения ПДК веществ в воздухе. На стабильность и ухудшение ситуации влияет большое количество факторов, на которые необходимо обратить внимание при определении направлений и мероприятий политики в сфере экологии.
Улучшение экологической ситуации – процесс сложный, но важный как для отдельно взятого муниципального образования, региона, так и для всей страны в целом. Проведенный анализ позволил определить состояние экологии в г. Новодвинск и выделить факторы, препятствующие улучшению сложившейся ситуации.
Прежде всего, необходима доработка законодательной базы в сфере экологической безопасности. Требуется пересмотреть действующие стандарты, касающиеся выбросов вредных веществ и уточнить предельные концентрации, т.к. даже при условии соблюдения установленных нормативов, мы видим, что ситуация значительно не улучшается, а даже прослеживается динамика на ухудшение.
К тому же следует усилить контроль за соответствием выбросов установленным нормативам. Он должен осуществляться как на самом предприятии, так и контрольными органами в соответствии с риск-ориентированным подходом.
Также необходимо разработать муниципальную программу в
г. Новодвинск по охране окружающей среды и пересмотреть приоритеты финансирования. Такая программа должна содержать меры стимулирования и мотивации активного вовлечения и участия в ее реализации промышленных предприятий, бизнеса и населения, возможна реализация совместных проектов. В рамках муниципальной программы и действующей государственной программы области необходимы такие мероприятия как: создание защитных лесополос, разработка и установка заградительных экранов, стимулирование разработки отечественных фильтров, а также благоустройство и озеленение парковых зон и жилых массивов.
И еще один путь решения проблемы – ориентация на развитие науки и технологий. Необходимо искать новые источники энергии и пути производства продукции, которые будут наносить наименьший вред природе, а также необходимо внедрять и развивать вторичное использование ресурсов, там, где это возможно.
Соответственно для решения проблемы негативного влияния промышленности на экологию в городском округе «Город Новодвинск» необходимы комплексные меры со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также руководства предприятий. А внедрение предложенных направлений поможет усовершенствовать государственную и муниципальную политику в сфере экологии.
Таким образом, в научной статье были изложены основные вопросы, которые касаются существующей экологической ситуации в г. Новодвинск. Рассмотрены проблемы и факторы, влияния промышленности на ухудшение экологической обстановки городского округа. Также в рамках научной работы предложены пути совершенствования современной модели регулирования и стандартизации технологических процессов для снижения наносимого ущерба природе.
Список источников:
Информационный портал города Архангельска // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.arhcity.ru/?page=35/7 (дата обращения: 06.10.2022)
Постановление Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп (в ред. 24.08.2022 № 628-пп) Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» // [Электронный ресурс]. — URL: https://dvinaland.ru/budget/programs/10 (дата обращения: 06.10.2022)
Распоряжение Правительства Архангельской области от 24 мая 2022года № 248-рп Об утверждении отчета о реализации в 2021 году государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» // [Электронный ресурс]. — URL: https://dvinaland.ru/budget/programs/10 (дата обращения: 06.10.2022)
Доклад. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2021 год / отв. ред. О.В. Перхурова; ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды». – Текст электронный. – Архангельск: САФУ, 2022. – 468 с.
Отчет для прессы «Охрана окружающей среды АО «Архангельский ЦБК» // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.appm.ru/ (дата обращения: 06.10.2022)
*** *** *** ***
УДК 338.242
МАЕВСКАЯ Людмила Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник,
Центр федеративных отношений и регионального развития Института Москва,
MAEVSKAYA Liudmila Ivanovna,
Candidate of economics. Docent Leading Researcher;
Department of federal relations and regional development,
Institute of Economics; Russian Academy of Sciences, Moscow
Роль муниципальных институтов публичной власти в обеспечении социально-экономического развития территории в новых реалиях.
Аннотация. Развитие местного самоуправления является важной задачей, решению которой в последнее время придается большое значение. Особую актуальность приобретают вопросы оценки современных муниципальных институтов в период продолжающихся санкций. В статье проанализирован экономический потенциал муниципальных институтов, определены условия, их экономической самостоятельности, показаны межбюджетные региональные и муниципальные проблемы. Затронута проблема возможного перехода к «мобилизационной экономике» с позиции роли муниципальных институтов.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные институты, муниципальный бюджет, санкционные меры.
The role of municipal institutions of public authority in ensuring the socio-economic development of the territory in the new realities
Abstract. The development of local self-government is an important task, which has recently been given great importance. Of particular relevance are the issues of assessing modern municipal institutions during the period of ongoing sanctions. The article analyzes the economic potential of municipal institutions, determines the conditions for their economic independence, shows interbudgetary regional and municipal problems.
Keywords: local self-government, municipal institutions, municipal budget, sanction measures.
В настоящее время в России наблюдается определенная диспропорция между институтами федерального, регионального и муниципального уровней власти. В качестве институтов подразумевается совокупность организаций, обеспечивающих регулирование и управление социально-экономическими процессами на соответствующим уровне публичной власти. На сегодня, около 70% институтов относится к федеральному и региональному уровням публичной власти [1], что явно свидетельствует о незначительной роли муниципальных институтов.
Между тем главной особенностью муниципальных институтов является тот факт, что они способны более точно оценивать местный ресурсный потенциал и определять первостепенные локальные задачи для их наиболее эффективной реализации. Однако успешное развитие институтов муниципальной публичной власти зависит от ряда важных условий. В первую очередь, это создание соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей четко трактовать возможности институтов местного самоуправления с целью использования локальных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и пр.) при формировании и внедрении муниципальных стратегий социально-экономического развития. Речь идет, в частности, об оформлении и регистрации имущественных прав на землю и сделок по ее аренде или продажи и т.д. Не менее важным до сих остается вопрос межбюджетных отношений между региональными и муниципальными властями, без решения которого возможности последних крайне ограничены.
Уровень развития местных институтов значительно различается по муниципальным образованиям, что объяснятся дифференциацией их экономического и трудового потенциала. Так, в муниципальных объектах с невысоким экономическим потенциалом наблюдается явный дефицит необходимых муниципальных институтов. И таких муниципальных образований большинство. Последнее, безусловно, отражается на качестве местного самоуправления, лишая его возможности наиболее полно решать местные задачи, ориентируясь на эффективное использование локальных ресурсов и удовлетворение запросов местного населения. А это значит, что действующая модель местного самоуправления неспособна полноценно управлять конкретной территорией. Прослеживается прямая связь между возможностями эффективного местного самоуправления и наличием соответствующих институтов. В частности, наиболее существенным недостатком действующей модели местного самоуправления является крайне неразвитые финансовые институты, испытывающие постоянный дефицит ресурсов, необходимых для решения как текущих, так и долгосрочных локальных задач. Существуют проблемы и в институтах развития коммунальной сферы и окружающей среды.
В деятельности муниципальных институтов публичной власти органов власти нельзя не отметить и такие негативные причины, как некомпетентность, незаинтересованность, а иногда и просто коррумпированность при принятии необходимых решений, в результате чего наиболее важные задачи игнорируются, а реализуются менее значимые, или приносящие выгоду конкретным лицам. К сожалению, близость к местной ресурсной базе, распределению ее ресурсов не исключает подобные злоупотребления на муниципальном уровне.
Однако в 2022 году возникли и непредвиденные обстоятельства, затрагивающие все уровни власти в том числе и муниципальный. В течение последнего времени Россия постоянно испытывает серьезный экономический и политический прессинг со стороны западных стран и США, что не может не сказаться на пересмотре стратегии экономической политики внутри страны. Под влиянием постоянно вводимых санкций и проведенной частичной мобилизации стали востребованы некоторые изменения в управлении экономическим развитием страны, присущие определенным чертам мобилизационной экономики. Последнее, по мнению многих экономистов, может соответствовать элементам плановой экономики, вводимых на определенной период в ряде отраслей и предприятий промышленности, при которой возрастает роль государства. Усиление госуправления может, конечно, ослабить роль местного самоуправления и соответствующих институтов, однако, как показал пандемийный период, ряд вопросов, связанных с государственной поддержкой населения и бизнеса наоборот дал позитивный результат. Централизация власти с целью сосредоточение ресурсов в национальных целях в краткосрочном периоде не окажет отрицательного воздействия на экономику в целом [2, с.8]. Однако окончательный вывод можно сделать, когда будет сформирована новая стратегия экономического развития России.
Учитывая сложившуюся ситуацию в стране, роль местных институтов публичной власти не снижается, что подтверждается непрекращающейся работой в области совершенствования нормативно-правового регулирования местного самоуправления. Речь идет о новом законопроекте «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятом в первом чтении на заседании Государственной Думы РФ 25.01.2022 г. В законопроекте предусмотрены серьезные изменения, затрагивающие вопросы, среди которых наиболее важными являются: обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами делегируемых федеральными и региональными органами власти обязательств; наличие финансовой самостоятельности, структурные преобразования и развитие муниципальных институтов
Наиболее дискутируемым на сегодня является предложение об упрощении звеньев муниципального образования, что, по мнению авторов законопроекта, позволит сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на меньшим числе муниципальных объектов. Имеется в виду замена двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую.
Укрупнение звеньев муниципальных объектов должно произойти за счет сокращения сельских поселений, что позволит оптимизировать бюджеты муниципальных образований. Однако у этой идеи есть и обратная сторона, о которой говорят многие эксперты. В качестве основного аргумента выступает то, что результатом таких преобразований может стать отстранение значительной части населения от публичной власти. В конечном итоге институт местного самоуправления может исчезнуть на значительной территории, большую часть которой занимают сельские поселения.
Доказательством того, что особого эффекта не следует ожидать от сокращения сельских поселений, служит наметившаяся тенденция слияния сельских и городских поселений с муниципальными районами в городские округа. Так, сельские поселения с 2015 сократились к 2021 году на 1440. Одновременно к 2021 году городских округов стало больше на 48. На 10 стало больше городов федерального значения с внутригородскими территориями [3]. Однако, как показала практика, произошедшие изменения не решили проблему наполняемости муниципальных бюджетов, что подтверждает преждевременность перехода на новую модель путем исключения поселенческого звена. Более того, в ряде случаев это слияние может иметь и крайне негативные последствия для жителей сельских поселений, особенно отдаленных. Социальные институты и учреждения станут труднодоступными для жителей бывших сельских поселений, так как они будут сосредоточены в укрупненных районных центрах. И как результат — усилится отток жителей этих территорий в города и районные центры. Иными словами, вопрос о сокращении сельских поселений нуждается в дальнейшей проработке.
Следует отметить, что новый законопроект практически не касается таких важных вопросов как формирование современных институтов муниципального развития, нацеленных на устранение имеющихся противоречий между региональными и муниципальными институтами публичной власти. Нет конкретных предложений по устранению сохраняющихся диспропорций в уровнях социально-экономического развития между отдельными муниципальными объектами. Отсутствует четкое представление о том, какие институты позволят задействовать экономические стимулы с целью повышения самостоятельности местного самоуправления.
По мнению многих экспертов, в законопроекте не указывается необходимость совершенствования разработки муниципальных программ, которые должны давать реальную оценку положения дел и предлагать комплекс мер по дальнейшему развитию муниципального объекта в соответствии с задачами новой стратегии социально-экономического развития страны.
О роли муниципальных программ свидетельствует опыт их разработки в пандемический период, когда, наряду с серьезной господдержкой, проявилась самостоятельность местных органов власти по оказанию помощи местному бизнесу и населению.
Институтом экономики города в 2021 году было проанализировано 13 муниципальных городских программ таких городов как Красноярск, Омск, Тюмень, Пермь, Вологда, Чебоксары, Одинцово, Чебоксары, Кострома, Ставрополь, Чита, Орел, Курган. Их оценка проводилась с точки зрения результативности принятых мер местными органами самоуправления в период двух локдаунов. Полностью полагаясь на финансовую господдержку малого и среднего бизнеса, почти во всех муниципальных программах первоочередными задачами была поддержка образования, причем в ряде городов (Орел и Чита) доля выделяемых на это средств составляла около 70%. Остальные средства предоставлялись сфере ЖКХ (ремонт жилого фонда, строительство), развитие инфраструктуры и т.д. [4]. Выделялись также средства на поддержание объектов культуры, таких как театры, музеи, библиотеки, клубы, деятельность которых в период самоизоляции была приостановлена. Работникам сохранялась заработная плата, а остальные средства перераспределялись на выполнение других текущих обязательств.
Следует отметить, что с одной стороны муниципальные программы, разработанные в период пандемического периода, сыграли свою позитивную роль. Между тем, полностью полагаясь на господдержку малого и среднего бизнеса, органы местного самоуправления практически отстранились от его поддержки. В результате, прежде всего, в городах, городских округах кризис особенно больно ударил по сфере малой экономики, медленное восстановление которой, сказалось на экономическом развитии местной территории. Отсутствие в муниципальных программах собственных антикризисных мер, касающихся помощи некрупному бизнесу, снижает их практическую значимость. Особенно это касается разработки программ в новых реалиях.
Как отреагировали местные институты на неординарную ситуацию, сложившуюся в стране в 2022 году можно судить по представленным муниципальным программ разных муниципальных объектов. В ряде программ, вообще не затрагиваются ожидающие страну серьезные экономические санкции и нет в связи с этим соответствующих решений. В частности, в муниципальной программе «Инвестиционное развитие и поддержка предпринимательства в Еткульском муниципальном районе» Челябинской области от «18» октября 2022г. № 801[5] некрупное предпринимательство является основным экономическим направлением деятельности района. Однако предлагаемые меры поддержки находятся в отрыве от сегодняшнего дня. Более того, рассматривая финансовую поддержку сектора малой экономики удивляет механизм распределения бюджетных ресурсов. Так. на период 2023-2025 на реализацию программы выделяют 120 тыс рублей. При этом на обеспечения предпринимательского «имиджа» 105 тыс. руб., а остальное на реальную его поддержку. Это явное несоответствие может либо свидетельствовать о не компетенции местной власти, либо о ее незаинтересованности, или даже коррумпированности.
Но есть и программы, уже включающие возможные риски, которые могут негативно повлиять на развитие муниципального объекта. Примером может служить муниципальная программа Ярославля [6], в которой в качестве рисков выступают снижение доходной части бюджет, инфляция, рост процентных ставок и в целом снижение экономического роста. В связи с перечисленными рисками сформулированы способы их преодоления.
Именно разработка новых муниципальных программ, отвечающих современным реалиям, позволит объективно оценить ситуацию на местном уровне и сформировать необходимые условия и механизмы по их воплощению в жизнь.
Список источников:
- Кожевников С.А. Формирование единой системы институтов развития в регионе URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59404 (датаобращения 22.12.2022)
- Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Мобилизационная экономика в России; вчера, сегодня и … «Актуальные вопросы экономики»Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2023 год, С.8
- Зикеев В. Технократизация местного самоуправления. URL: https://zakon.ru/blog/2021/12/17/tehnokratizaciya_mestnogo_samoupravleniy (дата обращения 17.01.2023)
- Муниципальные программы: необходимость актуализации в условиях антикризисной повестки URL: https://urbaneconomics.ru/research/mind/municipalnye-programmy-neobhodimost-aktualizacii-v-usloviyah-antikrizisnoy-povestki(дата обращения 10.01.2023)
- «Инвестиционное развитие и поддержка предпринимательства в Еткульском муниципальном районе» Челябинской области от «18» октября 2022г. № 801 URL: https://www.admetkul.ru/about/subordinated_organizations/economics_small_business/small_business/( дата обращения 25.01.2023)
- Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами города Ярославля» на 2023-2028 годы URL: https://city-yaroslavl.ru/city/about/munitsipalnye-programmy-zaplanirovannye-k-realizatsii-s-2023-goda.php(дата обращения 0102.2023)
*** *** *** ***
УДК 332.146.2
ПОПОВ Владислав Алексеевич,
студент, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации,
Москва
POPOV Vladislav Alekseevich,
Student of the Financial University
under the Government of
the Russian Federation,
Moscow
СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД»
Аннотация. В статье рассматриваются современные решения концепции «Умный город», а именно «умные решения», которые направлены на уменьшение временных и финансовых расходов населения. Также приводятся практические примеры внедрения данных решений, и обосновывается необходимость умеренного внедрения современных решений в городскую среду.
Ключевые слова: умное городское приложение, умный общественный транспорт, умное освещение, умные решения, умный город.
INTELLIGENT TRAFFIC CONTROL («SMART TRAFFIC LIGHT»)
Abstract. The article considers modern solutions to the concept of «Smart City», namely «smart solutions», which are aimed at reducing the time and financial expenses of the population. Practical examples of the implementation of these solutions are also given, and the need for moderate implementation of modern solutions in the urban environment is justified.
Keywords: smart city app, smart public transport, smart lighting, smart solutions, smart city.
«Умный город» основан на использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения операционной эффективности, обмена информацией с общественностью и обеспечения более высокого качества государственных услуг и благосостояния граждан.
Данной концепции, в настоящее время, уделено много внимания, внедряя и развивая современные решения в рамках «умного города», что влечет за собой внедрение современных решений во многих городах мира.
Российская Федерация не является здесь исключением и также внедряет современные решения рассматриваемой концепции. В России внедряются современные решения в различных областях городского хозяйствования. Так, например, в 2022 году Минстроем РФ был утвержден стандарт «Умного города» для широкого тиражирования, где есть возможность, методического обеспечения. Данный стандарт определяет реализацию мероприятий по цифровой трансформации городского хозяйства и системы управления[1].
Основная цель умного города — оптимизировать городские функции и способствовать экономическому росту, а также улучшить качество жизни горожан за счет использования интеллектуальных технологий и анализа данных. Ценность такого рода технологий заключается в том, как они используется на практике, и речь идет не просто о количестве внедренных технологий, а в их постоянном развитии.
Одним из главных достоинств рассматриваемой концепции является то, что «Умный город» строится на современных технологиях, которые способны цифровым образом, используя технологии больших данных, обрабатывать все доступные виды городской информации в огромных масштабах по сложности и представленности наблюдений. Это, в свою очередь, позволяет городским властям на основе ее анализа принимать эффективные решения для дальнейшего совершенствования города.
Под современными решениями в концепции «умный город» подразумеваются «умные решения», которые направлены на уменьшение временных и финансовых расходов населения. Можно выделить ключевые решения, которые активно внедряются, в настоящее время, в городское пространство.
«Умное городское приложение»
Данное решение представляет собой приложение для мобильных телефонов, которое позволяет гражданам получить наиболее часто используемые цифровые услуги. Приложение также может являться платформой для цифрового участия в голосовании по различным обстоятельствам, как по вопросам благоустройства отдельно взятого района, так и по вопросам государственного значения.
Приложение включает список мероприятий, новостей, объявлений. При этом у пользователя есть возможность настроить предпочитаемое содержание (например, о досуге, спорте, образовании или культуре). Мобильное приложение также может предоставлять гражданам информацию, основываясь на их собственном районе. Имеется возможность получения гражданами оперативной информации, к примеру, сообщение о возможных задержках или изменениях в системе общественного транспорта.
Помимо возможности получать цифровые государственные услуги, у граждан есть возможность использования цифровых порталов, к примеру, в области здравоохранения. Данный портал позволяет записаться к врачу, просмотреть медицинскую карту и в целом предоставляет множество сопутствующей полезной информации, к примеру, для профилактики заболеваний. Решение также может взаимодействовать и упрощать использование таких учреждений как: школы, университеты или библиотеки. Соответственно, предоставляя их информационную базу или выступая пропуском для входа через генерацию QR-кода.
Данное решение активно внедряется в умных городах. В городе Москва используются несколько приложений, например, «Активный Гражданин», «Московский транспорт», «Наш город», которые включают в себя вышеперечисленный функционал[6].
«Умный общественный транспорт»
Данное решение представляет собой совокупность современных технологий основанных на интеллектуальной общественной транспортной системе, осуществляющей сбор данных из разных частей транспортной сети. Полученные сведения предоставляются операторам системы, а также пассажирам, в виде актуальной информацию о поездках, транспортных средств и актуального состоянии дорожного движения.
«Умный общественный транспорт» не только играет непосредственную роль в городском контексте, оптимизируя транспортные операции, но и в сочетании с искусственным интеллектом помогает формировать будущее умных городов. Постоянный анализ собираемых данных, например, о пассажиропотоках, позволяет виртуально моделировать сети общественного транспорта, что эффективно влияет на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры города, к примеру — создание новых маршрутов или корректировка имеющихся путей движения.
На практике, наглядно для пассажиров, внедрение данного решения может быть выражено через введение специального дорожное приложение, к примеру, «Московский транспорт» в котором прописаны существующие маршруты с возможностью дальнейшего взаимодействия или на общественных остановках, в которых встроены интерактивные табло. За счет данного решения повышается качество обслуживания в сетях общественного транспорта, делая использование общественного транспорта в городах более привлекательным.
«Умное освещение»
Данное решение основано на технологии интеллектуального управления освещением с интеграцией датчиков, основной характеристикой которой является улучшенное качество света и снижение затрат за энергоресурсы.
Системы освещения могут адаптировать уровень освещенности для улучшения общих визуальных и комфортных характеристик в зависимости от текущих условий. Имеется в виду, что с помощью данного решения создается возможность для предоставления улучшенных дизайнов освещения, ориентированных на человека — гибко программируемые уровни освещенности и графики затемнения, цветовая температура и спектральные изменения, а также другие характеристики света, которые могут влиять на физиологию и самочувствие человека. Так, например, можно настроить свет в здании с учетом количества его посещаемости или, если речь идет об уличном освещении, учитывать настройку света исходя из времени и количества пешеходных потоков.
Стоит также отметить, что данное решение революционно влияет на дизайн и конструкцию, не только уже существующих зданий, но и проектируемых, поскольку можно увеличивать привлекательность и видимость как отдельного элемента городской инфраструктуры, так и всего города в целом.
Что касается практического применения, то в Москве отвечает за уличное освещение ГУП «Моссвет», благодаря принципиально новому осветительному оборудованию с использованием передовых технологий удалось создать широкую цветовую палитру световых образов объектов, создать световые композиции, работающие как в статическом, так и в динамическом режиме[5].
Однако технологии не стоят на месте и уже сейчас разрабатываются новые возможности. Так, например, «умное освещение» в ближайшем будущем может быть оснащено высоконадежными датчиками как для уличного, так и для внутреннего освещения. Умные уличные фонари будут не только экономить энергоресурсы, но и действовать как детектор преступлений, оснащенный индикаторами выстрелов и камерой, анализатором качества воздуха, а также собирать данные, анализировать и предлагать эту информацию всем ключевым «фигурам», которые развивают город.
Помимо вышеперечисленного в концепции «умный город» существует ряд и других «умных» решений, которые направлены на эффективное развитие городской инфраструктуры. К таким решениям можно отнести «умный светофор», который позволяет за счет своего инструментария ускорять или же замедлять, как пешеходный, так и транспортный трафик. Также можно выделить «умная парковка», которая позволяет за счет современных технологий решать заторы на дорогах (в результате предоставления актуальной информации о наличии свободных парковочных мест, оперативной онлайн оплаты и т.д.), поскольку большой процент автомобилистов, которые находятся в дороге, ищут, где оставить свое транспортное средство, таким образом, тормозя движение.
Данные решения проникли во многие сферы городского хозяйствования, в том числе и в управлении отходами. «Умная урна» благодаря своему оснащению способна самостоятельно прессовать мусор и своевременно оповещать мусороуборочные службы по мере заполнения. Благодаря этому экономиться фактическое пространство урны, а также ресурсы, затрачиваемые на вывоз отходов.
В заключении, хотелось бы отметить, что «умный город» перспективное направление развития города, способное, в конечном счете, улучшить качество жизни его жителей. Более того, без преувеличения можно заявить, что это направление – императив современного государственного и муниципального управления Существует изобилие вариантов решений в рамках данной концепции, которые улучшают качество предоставляемых услуг. И каждое из них – пространство новых решений по дальнейшему овладению этой управленческой технологией на базе современных ИКТ.
Однако, хотелось бы отметить, что важно внедрять умные решения, которые действительно обладают спросом у населения, чтобы не допустить перегруженность людей современными технологиями. Поэтому необходимо внедрять те решения, к которым люди готовы. Иначе мы получаем проекты, которые не будут использоваться в обществе, а их внедрение лишь потратит ресурсы. К примеру, в Лондоне для граждан была запущенна платформа «Good gym», которая была направлена на поддержание активного образа жизни. Идея приложения была в том, что пользователь проходит определенное расстояние пешком, а обратно возвращается бегом, но данное приложение пользовалось малым спросом и использует его малая доля населения[2].
Лучше всего внедрять умные решения, которые положительно влияют на повседневную жизнь населения или затрагивают востребованный инструментарий у общества. К примеру, онлайн расписание общественного транспорта.
Таким образом, обобщая, следует отметить, что на наших глазах происходит интеллектуализация городского обслуживания населения таким образом, что весь город и его населения превращается в единую человек-машинную систему, которая существенно повысит уровень жизни горожан, когда и население и муниципальные служащие городов и городских поселений будут формировать единое организованное диалоговое целое, обеспечивающее раскрытие возможностей основного капитала любого города – человеческого капитала на благо всех горожан и жителей страны.
Список источников:
- Приказ Минстроя России от 11 мая 2022 г. № 357/пр. Перечень базовых и дополнительных показателей цифровизации городского хозяйства — Стандарт «Умного города» URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/183409/(Дата обращения: 27.01.2023)
- Умные города : монография / Е. В. Попов, К. А. Семячков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 346 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-13732-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: https://urait.ru/bcode/519740/p.2(Дата обращения: 02.02.2023).
- Marc Füchtenhans., Eric H. Grosse, Christoph H. Glock. Smart lighting systems: state-of-the-art and potential applications in warehouse order picking // INTERNATIONAL JOURNAL OF PRODUCTION RESEARCH — 2021. — VOL. 59. №12, — P. 3817-3839
(Дата обращения: 28.01.2023).
- Roberto M. F. Rivera., Marlene Amorim. João Carlos Gonçalves dos Reis. Public Transport Systems and its Impact on Sustainable Smart Cities: A Systematic Review // Industrial Engineering and Operations Management — 2021. — P. 33–47.
(Дата обращения: 30.01.2023)
- Официальный сайт государственного унитарного предприятия «Моссвет» URL: https://www.mossvet.ru/(Дата обращения: 01.02.2023)
- Мобильные приложения и сервисы Правительства/Проекты/Сайт Москвы URL: https://www.mos.ru/city/projects/mosapps/(Дата обращения: 01.02.2023)
*** *** *** ***
УДК 65.656
БЕЛЯЕВ Александр Матвеевич,
доктор социологических наук, профессор
кафедры государственного и муниципального управления,
Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации,, Москва
СУВОРОВА Мария Александровна,
студент, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Москва
БОЧАРОВА Софья Александровна,
студент, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Москва
BELYAEV Alexander Matveevich,
Doctor of Sociology, Professor of the Department of State and municipal management Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
SUVOROVA Maria Aleksandrovna,
Student of Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
BOCHAROVA Sofya Alexandrovna,
Student of Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
О РЕШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЕКАТЕРИНБУРГА
Аннотация. Статья посвящена характеристике транспортных и экологических проблем Екатеринбурга. Выявлены причины транспортной загруженности города, включая низкое качество дорожно-транспортной сети, изношенность средств городского пассажирского транспорта, медленное строительство новых веток метрополитена. Показана актуальность природоохранной деятельности, необходимость ее выведения на уровень системной, ежедневной обязанности городских властей всех уровней. В условиях ограниченности местных бюджетов требуется создание более благоприятных условий инвестиционной привлекательности системы городского общественного пассажирского транспорта для бизнеса и частных перевозчиков.
Сформирован ряд авторских рекомендаций по решению выявленных проблем, а также по повышению социальной активности жителей муниципальных районов города.
Ключевые слова: дорожные проблемы, метро, общественный транспорт, пассажиропоток, транспортная инфраструктура, экологическая безопасность.
ABOUT THE SOLUTION OF TRANSPORT AND ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF YEKATERINBURG
Abstract. The article is devoted to the characteristics of transport and environmental problems of Yekaterinburg. The causes of the city’s traffic congestion have been identified, including the poor quality of the road transport network, the deterioration of urban passenger transport, and the slow construction of new metro lines. The relevance of environmental protection activities, the need to bring it to the level of a systemic, daily duty of city authorities at all levels is shown. In conditions of limited local budgets, it is necessary to create more favorable conditions for the investment attractiveness of the urban public passenger transport system for business and private carriers. A number of author’s recommendations have been formed to solve the identified problems, as well as to increase the social activity of residents of municipal districts of the city.
Keywords: road problems, metro, public transport, passenger traffic, transport infrastructure, environmental safety.
Современный Екатеринбург – это самый большой и комфортный город на Урале, рождение которого связано с именем императора-реформатора Петра I. Именно ему принадлежит идея построить на Урале крупный железоделательный завод, а также создать при нем административный центр, объединяющий под своим руководством все уральские казенные заводы.
Город ежегодно привлекает к себе значительное число экономически-активных граждан, поскольку является крупным экономическим центром, в котором идет реализация больших, средних и малых бизнес-процессов. Идет строительство новых объектов мирового уровня, включая филармонию, ледовый дворец, новый конгресс-холл и другие. В городе размещено много консульств и посольств, а многие крупные российские компании имеют свои представительства и крупные офисы. В Екатеринбурге один из лучших в стране аэропортов. Чтобы поддерживать высокие темпы развития экономики города необходимо обеспечить благоприятные условия её роста. Немаловажным фактором для развития города является также обеспечение согласованного развития экономической, социальной и экологической сфер.
Екатеринбург, как и многие крупные города, сталкивается с социальными проблемами в различных сферах и направлениях человеческой жизнедеятельности. В числе наиболее актуальных и острых проблем, создающим сегодня трудности и неудобства для граждан и требующим оперативного решения, выделяются проблемы транспортного обеспечения города, низкие темпы строительства новых веток метрополитена, загрязнение городской среды и другие проблемы. Инструментом диагностики текущих городских проблем является изучение общественного мнения жителей муниципальных районов.
Рассматривая самые обсуждаемые проблемы города, нельзя избежать темы дорог. Дороги и транспорт теперь неотъемлемая часть жизни любого горожанина. О проблемах городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) свидетельствуют, прежде всего, пробки в Екатеринбурге. С каждым годом в собственности екатеринбуржцев появляется все больше личных транспортных средств. Люди предпочитают собственный автомобиль общественному транспорту, что серьезно загружает дороги. Постоянные пробки в Екатеринбурге лишают людей транспортной мобильности. При этом важно заметить, что пробки сами по себе являются скорее следствием, чем причиной снижения транспортной мобильности. Чаще всего они вызваны плохим состоянием дорожного покрытия на многих улицах города.
Стоит заметить, что скопление машин наблюдается регулярно в одно и тоже время. (Утром с 7:45 до 9, и вечером, начиная с 17:00, когда заканчивается рабочий день). Нервные гудки и сигналы, столпотворение на дорогах – все это результат несовершенства дорожной системы, включая длительность сигналов светофоров, отсутствие необходимого количества парковочных мест, узкие дороги, по которым может проехать только два ряда машин. Как справедливо отмечает в своей статье М. Вербицкий, «система общественного транспорта Екатеринбурга далека от идеала и нуждается в изменениях». [1] Морально и технически устарел парк трамваев и троллейбусов, что становится причиной их частых поломок и создания трудностей для движения транспорта по дорогам общего пользования. По информации председателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга И.Ю. Ощепкова, город сегодня обслуживает 1100 трамваев, автобусов и троллейбусов, при этом средний возраст трамвая составляет 35,2 года, троллейбуса – 23 года, автобуса – 8,5 лет. [2]
Подобная ситуация и становится основной причиной покупки гражданами средств личного транспорта вместо пользования услугами общественного транспорта. Динамика последних лет показывает, что в условиях слабого развития дорожной сети и сопутствующей инфраструктуры популярность личного транспорта только растет. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов двух социологических исследований, проведенных в 2010 и 2019 годах. Данные опросов, представленные в табл. 1, показывают, что в 2019 году уже меньше респондентов готово отказаться от собственного автомобиля в пользу общественного транспорта. [3, с. 245]
Табл. 1 Структура ответов на вопрос «Готовы ли Вы отказаться от личного автомобиля?»
Готовность отказатьсяот личного автомобиля | Респонденты, % | |
2010 | 2019 | |
Да | 23 | 9 |
Скорее да, чем нет | 33 | 29 |
Скорее нет, чем да | 16 | 29 |
Нет | 28 | 33 |
Вероятно, первое, что следует сделать для решения транспортных проблем – это провести полноценный аудит транспортной системы города используя опыт других крупных городов. Так, например, мэрией Москвы во взаимодействии с мобильными операторами были отслежены основные направления передвижения населения в рабочие, праздничные и выходные дни. На основе полученной “тепловой карты” мэрия города смогла выявить основные маршруты, которые объективно необходимы городу и на которых затем была проведена работа по исключению возникновения пробок в местах транспортных узлов и пересечении главных маршрутов. Аналогичное решение для Екатеринбурга позволило бы также установить причины реальных транспортных трудностей, спланировать конкретные меры по их устранению и тем самым создать более комфортные условия для передвижения граждан. Следующим шагом является закупка новых единиц транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи, составы для метрополитена).
Еще одну перспективную возможность решения проблем транспортного обеспечения Екатеринбурга представляет организация реверсивного движения (движение по определенным полосам, которое в зависимости от времени меняется с одного направления на противоположное). Так как утром более оживленное движение наблюдается в сторону центра города, целесообразно большее количество полос направить в центр, вечером, с помощью двойного светофора, заранее предупреждающего водителей об изменении направления полосы, повернуть движение в сторону спальных районов. Движение становится более свободным и одновременно безопасным, так как в его организационной системе будут предусмотрены все необходимые для этого меры, включая установку знаков и двойных светофоров на каждом перекрестке реверсивного движения, а также информирование водителей об изменении правил передвижения в городе.
Екатеринбург имеет собственную систему метрополитена, однако уровень её развития для города с почти полуторамиллионным населением оставляет желать лучшего. «Многострадальная тема и давняя мечта екатеринбуржцев – вторая линия метрополитена. Последнюю станцию метро в городе открыли в 2012-м, и с тех пор строительные работы не велись. Вторую ветку многие считают панацеей от всех транспортных проблем, — пишет М. Вербицкий. [1] Слишком большое расстояние от спальных районов до станции метро является еще одной причиной переизбытка наземного транспорта и приводит, в свою очередь, к высокой себестоимости перевозки пассажиров на метро. Финансовые возможности города позволяют пока решать достаточно скромные задачи по поддержанию парка поездов метрополитена в рабочем состоянии. «В 2019 году запущена новая инвестиционная программа, по которой мы модернизировали подвижной состав, – отмечает И.Ю. Ощепков. – Сегодня он находится в удовлетворительном состоянии. Приобретен новый состав из пяти вагонов». [2]
Разработка проекта новых веток метрополитена поможет не только улучшить систему дорожного движения, но и очистит окружающую среду от излишка выхлопных газов. Для реализации этого проекта очень важно уделить внимание парковке у станций метро, сейчас, например, машину удается поставить у станции Динамо, но проблематично поставить у Цирка – центра города.
Для обеспечения экологически устойчивого развития транспортной инфраструктуры в любом городе Российской Федерации, а на Урале и в Сибири особенно, ключевой задачей становится снижение её уязвимости со стороны сложных климатических условий региона, а также от налаживания тесного взаимодействия коммунальных служб с перевозчиками.
Постоянная грязь в Екатеринбурге вызвана странной планировкой газонов. Уровень земли на газонах выше уровня асфальта, и когда дожди и снег размывают её, она стекает в канализацию или на дорогу. Отсюда пыльные тротуары и грязные машины, а также серые стены зданий, которые давно уже не представлялись горожанам в натуральном цвете. Значительный вред зеленым насаждениям наносят автомобили, оставленные на газонах, что также увеличивает приток грязи на улицы и дворовые территории и создает дополнительные неудобства.
Муниципальной власти города вполне по силам решение перечисленных выше экологических задач в границах жилых кварталов. В качестве одного из возможных вариантов предлагается организация на муниципальном уровне соревнования между жилыми домами. Жители хрущевок и многоэтажек будут облагораживать территорию своего двора и дома, борясь за главный приз – муниципальный грант. Делать это они смогут как самостоятельно, например, вместе с соседями подмести двор, облагородить клумбы у подъезда, убрать осенние листья и т.д., так и собрать денежные средства и оплатить уборку придомовой территории. По итогам конкурса жители самого чистого жилого комплекса будут иметь право на получение гранта, который смогут потратить на улучшение своего дома. Например, на эти деньги можно поставить детскую площадку, озеленить двор, установить мини-корт и т.д. В Екатеринбурге очень много ответственных граждан, готовых действовать, принимать участие в общественных мероприятиях, но для этого часто не хватает организаторских способностей и инициативных граждан. А если соревнования будут объявлены на уровне всего города и сопровождаться, например, принтами на бесплатных футболках и кепках, символизирующими чистоту родного города, то количество желающих принять участие в этом конкурсе будет много больше. Потому что все хотят жить в чистом, ухоженном городе, а когда для этого будут созданы все условия, то с удовольствием многие примут участие, а мусорить уже никому не захочется.
Рассматривая различные варианты решений транспортных проблем Екатеринбурга, нельзя забывать о поддержании постоянных контактов городских властей с горожанами, о необходимости вести среди них разъяснительную работу, например, о том, почему трамвай лучше метро, почему организация реверсивного движения важнее лишней полосы для личного транспорта или почему город заинтересован в реализации концессионного соглашения с частными перевозчиками и привлечении их средств на развитие транспортной инфраструктуры. К сожалению, данные социологического опроса по поводу удовлетворенности граждан деятельностью мэрии Екатеринбурга в сфере управления ГОПТ, приведенные в табл. 2, свидетельствуют об отрицательной динамике мнений опрошенных граждан. [2, с. 246]
Табл. 2. Оценка удовлетворенности респондентов деятельностью мэрии в сфере управления ГОПТ Екатеринбурга
Степень удовлетворенности населения | Респонденты, в % | |
2010 | 2019 | |
Да | 10 | - |
Скорее да, чем нет | 16 | 16 |
Скорее нет, чем да | 45 | 54 |
Нет | 29 | 30 |
Деятельностью мэрии в сфере управления ГОПТ Екатеринбурга в 2019 году никто из респондентов не удовлетворен, в отличие от 2010 года, когда 10% респондентов все-таки положительно ее оценивали. Респондентов не устраивает перегруженность транспорта, отсутствие комфортности передвижения, расписание, стоимость проезда, действующие маршруты движения и др.
Таким образом, состояние транспортной инфраструктуры оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в городе, а выявленные конкретные транспортные проблемы в сочетании с социальными и экологическими проблемами нужно решать. Многое зависит от работы городских властей, их заинтересованности и грамотного распоряжения городским бюджетом. В конечном счете, разработка полноценного плана действий с учетом опыта других крупных городов России, поощрение общественных и частных инициатив, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры и экологической ситуации позволят снять хотя бы часть этих проблем в ближайшем будущем.
Список источников:
1. Вербицкий М. Транспортный коллапс: почему Екатеринбург попадает в мировые рейтинги пробок и что с этим делать // URL: https://www.cian.ru/stati-transportnyj-kollaps-pochemu-ekaterinburg-popadaet-v-mirovye-rejtingi-probok-i-chto-s-etim-delat-320031/ (Дата обращения: 2.01.2023 г.)
- Варакина Л., Истомин Л. Глава транспортного комитета мэрии Екатеринбурга Игорь Ощепков: «Стоимость проезда повышать не планируем» //URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27260.5/4392085/ (Дата обращения: 3.01.2023 г.)
- Кремлева А.О. Динамика общественного мнения населения города Екатеринбурга о маршрутной сети ГОПТ // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XXVI Международной (двадцать девятой Екатеринбургской) науч.-практической конференции (16–17 июня 2020 г.) / науч. ред.: С.А. Ваксман. – Екатеринбург: Комвакс, 2020. – 452 с. // URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/.pdf (Дата обращения: 3.01.2023 г.)
*** *** *** ***
УДК 351:352:007
ВОРОЖИХИН Владимир Вальтерович,
кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник
Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова,
ведущий научный сотрудник
ИПРАН РАН, Москва,
ЗАХАРОВ Валерий Константинович,
доктор физико-математических наук,
профессор Московского государственного
университета им. М. В. Ломоносова. Москва,
VOROZHIKHIN Vladimir Valterovich,
Candidate of Economic Sciences
leading researcher of Plekhanov
Russian University of Economics,
leading researcher of ISS RAS,
Moscow
ZAKHAROV Valery Konstantinovich,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences,
professor at the Moscow State University
them M.V. Lomonosov. Moscow,
zakharov_valeriy@list.ru
САМОУПРАВЛЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ИНСТРУМЕНТОМ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКИ И ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Аннотация. Преобразование России в условиях экономической войны коллективного Запада необходимо и возможно. Современные интеллектуальные инструменты позволяют стремительно повысить конкурентоспособность экономики страны за счет совершенствования научных коммуникаций и самоуправления в науке.
Ключевые слова: экономические проблемы, совершенствование науки, самоуправление, инструменты совершенствования государства.
SELF-GOVERNANCE BECOMES A TOOL FOR TRANSFORMING SCIENCE AND THE ECONOMY OF THE COUNTRY
Abstract. The transformation of Russia in the conditions of the economic war of the collective West is necessary and possible. Modern intellectual tools make it possible to rapidly increase the competitiveness of the country’s economy by improving scientific communications and self-government in science.
Keywords: economic problems, improvement of science, self-government, tools for improving the state
Преобразование России в условиях политического давления, информационной и экономической войны с объединенным Западом стало насущной необходимостью, не вызывающей сомнений, и уже не раз обсуждалось, в том числе и авторами этой статьи [1, 2]. Традиционные проблемы – несовершенство элит, низкое качество управленческих решений и неконкурентоспособность российской науки требуют незамедлительного решения и формирования целостной социально-экономической и научно-технологической системы, в которой увязаны взаимодействия всех ее составляющих.
Старт к созданию «экосистемы Россия» начинается с восстановления системы координат для стратегического управления. Систему координат задают ценности, которые признает общество. Ценности формируются на основе традиций, создаются в процессе деятельности в настоящем и во многом определяются идеалами, которые разделяет общество. О важности системы ценностей хорошо сказал Дж. Стиглиц: «Ошибки в выборе или недостижение стратегических целей ещё могут быть компенсированы за счёт реализации иных целей, но если вы ошиблись в выборе системы координат (ценностей), вам подсунули чужую метрику прогресса или она отсутствует, то нет шансов достичь каких-либо целей».
Восстановление координат для сориентированных преимущественно на материальные ценности элит задано через Указ Президента [3].
Для успешного противостояния России (2% мировой экономики) с объединенным Западом (50% мировой экономики) необходимы принципиально новые экономические модели и управление решения Предлагаемые в широком ассортименте переводы, матрицы изменений по годам с объяснениями задним числом, наивные прогнозы, не имеющие предсказательной способности, несчитаемые схемы, рисованные для проходящих всуе статей, предназначенных для отчетов о числе публикаций, экспертизы из области экономики разговорного жанра – «услышал ли рынок» конкретную оценку «эксперта» в рамках «кванториумного коворкования» и правильно ли повел себя в соответствии с этой оценкой, привели для этапа становления экономики сложных систем и откату экономики на позицию преднауки.
Поиск новых уникальных подходов становится необходимостью для сохранения дееспособности экономики страны в сложившихся условиях – экономическая безопасность страны оказалась под угрозой, в то время как некоторые чиновники, по должности обязанные обеспечить экономическую безопасность страны, с беспредельным цинизмом объявляют ее «полем игры в доходы с Правительством». Создание Координационного совета Правительства по обеспечению потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с Указом Президента [4] (далее – КС) стало необходимым и вынужденным шагом, усиливающим директивное управление: задача КС – повысить эффективность сфер экономики, органов власти, уточнения целей и выполнения плановых заданий, достройка инфраструктуры в условиях ужесточения санкций [5]. Опыт использования КС как структуры для повышения эффективности управления в ежедневном режиме вырабатывать решения и координировать действия всех ведомств имеется с 2020 г. [6], но не исчерпывает всех возможностей совершенствования управления экономикой.
Сложнейшая задача восстановления экономической безопасности требует опоры на конкурентоспособную науку: вне глобальной конкурентоспособности научных основ управленческих решений экономическая безопасность в системе «2 против 50» недостижима. Восстановление конкурентоспособности науки становится фокусом деятельности по сохранению технологического суверенитета и стратегической автономии России. Важность и неотложность действий по достижению глобальной конкурентоспособности науки потребовала принятия решений о годе науки, десятилетии науки, разработки системы оценки результатов научной деятельности. Однако Правительственное поручение о разработке такой системы выполнено весьма условно – предложенное решение не может дать необходимые стране результаты.
Опора на экспертные – доверительные – знания в условиях непрерывного расширения и усложнения пространства знаний не позволяет перейти к использованию научного знания на этапах подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Необходимо вовлечь в активную работу все не слишком большое научное сообщество России – в 2020 г. у нас осталось 347 тыс. исследователей, в 2021 – 340 тыс. [7], из которых принципиально новые решения способны разрабатывать лишь 10–15%. Этот уникальный ресурс страны необходимо использовать для достижения экономической безопасности, не забывая, что административное предписание и продвижение «истин по должности» способно нанести непоправимый вред. Именно вследствие политизированных административных решений Германия в годы второй мировой войны утратила возможность создания ядерного оружия.
Конкурентоспособность науки достигается лишь взаимной квалифицированной оценкой равным равного и критическим отношением к результатам – сегодня наша система оценки выстроена на основе промежуточной оценки шестью тысячами околонаучных издателей журналов, которые вынуждены вести полукоммерческую или коммерческую деятельность в сфере отбора и распространения научной информации. В такой системе правят клановые интересы, а оценка получается смещенной.
Реформы науки и высшего образования, активный этап которых начался с 2004 г., перенесли центр развития науки в университеты. В ходе реформ Министерство оценивало науку крайне критично: «сословно-иерархическая корпорация, заинтересованная только в поддержании своего существования, но не в новых результатах, занимающаяся коммерческой деятельностью, нецелевым использованием имущества и хищениями» [8]. Попытка ускоренного решения вопроса привела к отказу от выбора ректоров в пользу назначения их министерством, после чего они превратились в чиновников, зависимых от воли Министерства, в котором сменилось уже пять министров, но все предпринимаемые меры являются лишь повторением зарубежных мер, предпринятых десять–двадцать лет назад. Проводимое в жизнь решение являлось лишь очередной проекцией неудавшейся попытки регулирования науки на основе публикационной активности, сохраняя фрагментацию и недофинансирование науки. В настоящее время разрабатывается новая модель развития науки и высшего образования, закрепляющая отказ России от Болонского процесса.
Ситуация в условиях цифровизации осложняется в результате доступа общества к недостоверной информации, результатам фейковых исследований и дискредитации знаний специалистов – наблюдается быстрое развитие «цифрового невежества» [9]. У нас сегодня тоже можно увидеть миллионы «экспертов по всем вопросам», готовых представить мнения, извлеченные из Интернета по любому вопросу, обсуждаемому Правительством в надежде на получение статуса или преференций.
Неудачи и противодействие научной общественности заставили развитые страны отказаться от культуры «опубликуй или умри». В настоящее время подготовлено Соглашение об оценке научной деятельности, очередной этап обсуждения которого состоялся 1 декабря 2022 г., а полномасштабная реализация его запланирована на 2027 г.
У России такого длительного временного горизонта нет. Несмотря на стремительную цифровизацию страны, развитие новых подходов по интеграции человеческого и искусственного интеллекта (ЧИИ) в единую команду, перехода от диагностики конвергенции знаний (технологий) к управлению конвергенцией, решение, имеющее потенциал для стремительного повышения конкурентоспособности науки есть. Необходим переход к непосредственной оценке результатов деятельности каждого из исследователей, точнее интегрированных ячеек ЧИИ на основе как автоматических оценок с использованием ИИ по заданным лекалам, так и детализированной оценки деятельности peer-to-peer квалифицированных специалистов в каждой локальной сфере научного знания. В результате каждый специалист получает персональный научный рейтинг для каждой из областей знаний, предусмотренной действующей онтологией, например, из перечня научных специальностей ВАК.
Такое решение может быть реализовано с помощью электронного научного паспорта исследователя (НП). НП это инструмент формализации и авторизации научной информации в ее любых формах, от идеи до описания сложной промышленной технологии и формализованной интеллектуальной собственности на единой цифровой платформе, обеспечивая автоматическое создание метаинформации и регистрации ее в хранилище.
НП представляет собой персонализированный ИИ для работы в составе ячейки ЧИИ и интеллектуального репозитория (ИР) и используется для авторизации научной деятельности исследователей. В результате повышается эффективность научных коммуникаций, происходит формирование творческих коллективов, обладающих в совокупности целостными знаниями, необходимыми для проведения конкретного исследования. ИР помимо традиционных функций хранилища информации позволяет проводить сравнительный анализ научных текстов и/или результатов научной деятельности, организовывать квалифицированное рецензирование текстов, при этом научная информация может быть представлена в любой форме – от краткого описания идеи до полномасштабного описания технологических процессов освоенных технологий. Система ИР-НП находится в процессе непрерывного совершенствования всех ее элементов по мере появления новых знаний и технологий, создавая возможности повышения научной и потребительской ценности всей научной информации по мере развития науки и технологий. Результатом становится повышение скорости создания новых знаний и их применения.
ИР представляет собой ИИ научного сообщества, обеспечивающий классификацию и предварительную оценку любой научной информации (НИ), обеспечивает доступ к глобальному знанию в виде НИ высокого качества по всем вопросам, соответствующим запросам или информационному портрету пользователя, научные коммуникации между любыми исследователями в режиме 24/7.
Результатом создания согласованной системы научных рейтингов может стать создание уникальной системы «квалифицированного краудсорсинга», позволяющей разрабатывать управленческие решения на основе научных исследований и Больших данных в режиме реального времени.
Другой важнейший результат – передача права формирования исследовательских программ ведущим специалистам страны с наибольшим текущим рейтингом по рассматриваемой проблеме и утверждение их квалифицированным научным сообществом.
Система НП-ИР становится современным глобально конкурентоспособным инструментом реализации самоуправления в научной сфере, открывающего горизонты использования науки как важнейшей производительной силы.
Список источников:
- Захаров В.К. Укрепление стратегической защищенности России в условиях внешнего геополитического вызова посредством консолидации российского общества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2022. – Т. 18, № 2. С. 384–404. https://doi.org/10.24891/ni.1 8. 2. 384
- Ворожихин В.В. Самоуправление как механизм самосовершенствования государства // Самоуправление. 2022. № 5 (133). С. 2–
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» / СПС КонсультантПлюс
- Указ о Координационном совете при Правительстве по обеспечению потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов от 21 октября №763 / СПС КонсультантПлюс
- Заседание Координационного совета по обеспечению потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов – [электронный ресурс] – URL: http://government.ru/news/46874/ (дата доступа 23.11.2022)
- Михаил Мишустин возглавил Координационный совет по борьбе с коронавирусом – [электронный ресурс] – URL: http://government.ru/news/39151/ (дата доступа 23.11.2022)
- Росстат. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала) (с 2000 г.)/ форма Наука-2 -– [электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата доступа 03.03.2023)
- Дмитрий Ливанов: «Поведение Фортова — просто лицемерие» — [электронный ресурс] — URL: https://iz.ru/news/553157 (дата доступа 23.11.2022)
- Том Николс Смерть экспертизы – М.: ЭКСМО, 2017 – 350 с.