Архивы

№ 3 2023

Грядут масштабные выборы. Вроде бы событие уже привычное, но условия далеко не обычные. Один из важнейших показателей устойчивости власти – это гарантированное, безопасное и широкомасштабное проведение демократических свободных выборов в различные властные структуры. Выборы у нас проходили и проходить будут. Народ в них участвует и этим выражает свое конституционное право участвовать в управлении государством.

Читать далее

 

 

№2 2023

 

 

Совсем недавно состоялось большое и, наверное, важное совещание под руководством Президента РФ о проблемах нашего местного самоуправления. Прошло оно тихо и мирно. Сделали выводы, подвели итоги: вертикаль власти укрепляется, проблемы еще есть, но будем работать еще лучше. На том и разошлись.

Уважаемые коллеги, не упрекайте меня в сарказме. Совещание действительно было не очень ярким и запоминающимся, да и важных решений не было принято. Но главное в другом. Наконец-то, вспомнили о важнейшей, не побоюсь этого слова, государственной теме. Вполне возможно, что мы чего-то еще не знаем. Будем надеяться, что это первый шаг второго этапа развития российского местного самоуправления.

Теперь конкретно, чем сейчас полезным и нужным в современных нелегких условиях могли бы плотно заняться местные власти. Очевидно, что на новых территориях установлением мирного порядка. Но, это сегодня, конечно, прерогатива власти центральной. Создание же на местах инициативных групп – это прерогатива местных властей. В прифронтовых зонах надо активно формировать добровольные дружины по охране правопорядка и борьбе с последствиями чрезвычайных обстоятельств.

Как всегда, «неожиданно» по стране полыхнули пожары, и случились наводнения. На начальном этапе борьбу с большей частью этих природных катаклизмов вполне успешно могли бы вести именно местные отряды добровольцев-дружинников. Но их надо сформировать, обеспечить нехитрой техникой и, хотя бы скромно, поощрить. Эти, в общем-то, очень небольшие затраты с лихвой покроются их эффективностью, которая выразится в спасенных жизнях и миллиардах сохраненных средств.

Это вот так, на вскидку. А сермяжная правда в том, что на местах людей надо за разумную инициативу поощрять, а не наказывать. А вот наказывать как раз надо тех, кто эту инициативу гнобит, опасаясь за свою … ну, вы знаете.

 

Всем доброго здравия и с Праздником Победы!

№ 1 2023

 

 

Восток с Западом не сойдутся. Никогда. Не я сказал, причем давно. Боле того, в молодые годы я не верил утверждавшему это мудрому британцу, написавшему прекрасную сказку про Маугли, и по совместительству бывшему представителем разведслужбы всегда вражеского по отношению к России государства. Ныне пришлось с ним согласиться. Причем, не сойдутся действительно никогда. Когда-нибудь обязательно будут времена примирений, даже определенного взаимодействия, но единения – никогда. Разные они и одинаковыми не станут.

Читать далее

№ 5 2022

№ 5 2022

Времена не выбирают, в них живут… и действуют. В России появилось еще четыре региона. Можно считать это обузой, а можно открытием новых возможностей. То есть та же ситуация, что и со стаканом воды, который для кого-то наполовину полон, а для кого-то наполовину пуст.

Читать далее

№ 4 2022

Ровно два года тому были приняты изменения в Конституцию РФ, которые предусматривают, в частности, изменения в сфере местного самоуправления. А закона, оформляющего эти изменения, все нет. Время от времени появляются сообщения о том, что проект закона рассмотрел тот или иной комитет, общественная организация, партии, внесены какие-то изменения, вот-вот его должны принять… А воз, то есть закон, и ныне там.

Не буду вдаваться в анализ и критику существующего проекта, который рано или поздно станет законом. Отмечу одно, у меня сложилось впечатление, говорю только за себя, что этот закон никому не нужен. Также, как никому не нужно и местное самоуправление. Вспоминаю, как полтора десятка лет назад МСУ стало определенным политическим и общественным трендом (простите за это исконно «русское» слово) в жизни страны. Именно тогда родился наш журнал, казалось, что это именно то направление развития страны, которое интересует всех и каждого.

Сегодня приходится делать вывод о том, что мы, энтузиасты той реформы, ошибались. Не то, что она не стала общим насущным делом, а вообще растворилось в мирской суете и забылась. Смею утверждать, что российское население сегодня понятия не имеет, что такое местное самоуправление и, вообще, зачем оно нужно. То есть, налицо атрофия желания управлять самим собой.

Основной смысл конституционной поправки по МСУ – это лишение его статуса самостоятельного уровня власти и включение в систему власти исполнительной. При этом, на словах, некая (какая?) самостоятельность сохраняется. То, что закон до сих пор не принят говорит только об одном, у властей нет четкого понимания какой нужен закон, а главное, о чем.

Конечно, можно возразить, сейчас не время, вот все образуется, тогда и с этим вашим самоуправлением решим. Во-первых, все не образуется никогда. Во-вторых, что самое главное, система местного самоуправления должна всемерно способствовать естественному и искреннему движению народных масс на благо укрепления своей страны, а значит своего же благосостояния. А пока получается так, что народ своей организованной снизу самостоятельной инициативой не участвует в укреплении своего государства. Напомню, что государство у нас народное.

С наилучшими пожеланиями, Геннадий ЛЕОНОВ

№ 3 2022

Нынешним летом в Государственной Думе должно состоятся второе чтение законопроекта №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной власти». Вообще-то оно должно было состояться еще в начале года, но отложили. По вполне уважительной причине – нужно время для более тщательного анализа поступающих поправок и замечаний.

Хотя особенно анализировать здесь нечего. Власть пытается максимально встроить местное самоуправление в государственную вертикаль. Отсюда укрупнение муниципалитетов до районного масштаба, сокращение полномочий, практический отказ от выборов мэров (и не только), делегирование права руководителям регионов (а не избирателям) снимать глав муниципалитетов. Ну, а «вечный» вопрос недофинансирования и связанный с ним вопрос о местных налогах вообще стал каким-то камнем преткновения.

Законы об МСУ за прошедшие годы не раз претерпевали изменения, в отличие от ситуации на местах, которая стабильно оставалась плачевной. В результате еще более удручающим стало равнодушное отношение жителей и к местным выборам, и к институту местного самоуправления как такового.

Как бы странно это ни звучало, но сам по себе закон, при всей его важности и необходимости, это еще не панацея. Главное – это отношение законодателей и вообще власти к конкретной теме. И вот складывается впечатление (вернее, давно сложилось), что к становлению местного самоуправления в России наши властные структуры относятся как к проблеме второстепенной.

Самоуправление – это когда жители определенной территории сами принимают решение по определенному кругу вопросов и самостоятельно их финансируют. Ключевое слово здесь – самостоятельно. Пусть бросит в меня камень тот, кто сможет назвать хотя бы несколько достойных примеров из жизни российского местного самоуправления соответствующих этому принципу.

Недавно где-то вычитал: нормальное гражданское общество возможно и при монархии, и при демократии, но только на основе конкретной связи каждого человека с землей, на которой он живет.

Уважаемые законодатели, когда будете принимать закон, пожалуйста, думайте о том, как сделать так, чтобы людям было жить лучше, а не только вам управлять.

С наилучшими пожеланиями

№ 2 2022

Для чего даются человеку испытания? Наверное, для того, чтобы он стал сильнее и мудрее, преодолев их. Само по себе – это здорово, недаром у нас говорят: «за битого двух небитых дают». Есть только одно «но». Это самое преодоление даром не дается. Более того, зачастую, оно требует неимоверного напряжения сил, на пределе физических и психических возможностей.

Выдержка – оборотная сторона стремительности. Пожалуй, сегодня, это главное, что должны осознать все мы. Излишняя торопливость в принятии важных решений не менее вредна, чем трусливая бездеятельность. И, простите за высокий стиль, каждый для себя должен принять решение, с кем ты. Без «интеллигуйских» вывертов – за свой народ и свою страну, либо против. Третьего просто не дано.

Россия не раз сворачивала шею врагу, и сейчас исход будет тот же. Всегда в тяжелые годины народ сплачивался вокруг своих лидеров, выражая им всеобщее доверие. И власть должна понимать, что на доверие нужно отвечать доверием. Не устаю повторять, что в выходе из самых тяжелых кризисов в мировой истории огромную роль играло развитие местного самоуправления.

Это совсем не значит, что оно должно «размыть» централизованную вертикаль власти, так необходимую в трудное время. Наоборот, самоуправление должно ее усилить. Инициатива и доверие снизу лишь укрепляют верховную власть.

Уже сейчас, не дожидаясь завершения кризиса, надо разрабатывать новые эффективные законодательные инициативы по реформированию местного самоуправления в России. Сегодня много и правильно говорят о переходе к новой экономике. Но ведь, движущая сила (и единственная) такого перехода – это народ страны, который живет и работает на своих территориях. И у этих территорий должны быть достойные, профессиональные и облеченные доверием своих жителей, руководители.

Больше доверяйте своим людям, а они не подведут.

Всем добра и крепости духа!

№ 1 2022

Как-то, много лет тому, глядя из своего кабинета политического обозревателя газеты «Гудок» на величественную архитектуру Елоховского собора, неожиданно подумал – а почему бы не затеять журнал на тему местного самоуправления? Дело в том, что я только что закончил статью, посвященную этой проблеме, и назвал ее «Самоуправление – это не самоуправство».

Долго ли, коротко ли, но ровно 15 лет назад наш журнал был зарегистрирован и на свет появился его первый номер. По нынешним временам, срок для печатного издания более, чем приличный. Вроде бы, стоит подвести итоги. Но …

Во-первых, уверен, да простите мне подобное нахальство, у нас еще «все впереди» и подводить итоги рано. А во-вторых, со стороны виднее, и пусть оценку пройденному пути дадут наши коллеги, друзья (и не очень).

Я и сейчас представляю себя в кабинете смотрящим в «даль светлую». Не скрою, сейчас это делать куда труднее. Тогда, в начале века, все выглядело очень оптимистично: Закон о местном самоуправлении (присной памяти ФЗ-131), реформы, вот, наконец-то власть станет ближе к народу, а, может, и вообще «народной» …

С годами понимаешь, что «народной власти» не бывает. Может быть «для народа», а чаще, не очень…

Но, все течет, все меняется, прошла и «мода» на самоуправление. За не очень большое время от брызжущего энтузиазма мы быстренько скатились к почти полному его забвению. Надо сказать, что страницы нашего журнала стали своеобразным зеркалом этого болезненного процесса. Причем, мы, не кокетничая, можем утверждать, что не «кривым», а вполне объективным. Как все было, так и запечатлели.

Как уже отмечал выше, подводить итоги не стану. Но хочу вспомнить добрым словом тех, кто плечом к плечу шел со мной этой нелегкой дорогой («иных уж нет…»): первого ответственного секретаря журнала Андрея Мошатина, русские ученых, профессоров, докторов наук – Горлопанова Вячеслава Викторовича, Белова Вадима Геннадьевича, Трифонова Олега Александровича, которые не только поддержали нас в сложное для журнала время, но и до конца дней своих активно участвовали в его издании, верных сотрудников Абрамова Вячеслава Ивановича и Лену Волконскую… Низкий поклон и тем, кто уже многие годы, несмотря ни на что, создает и выпускает журнал «Самоуправление».
И прав был старик Марк Твен, хоть и американец, – «сведения о нашей смерти несколько преувеличены». Местное самоуправление народу и стране необходимо, и оно еще скажет свое веское слово.

С наилучшими пожеланиями Геннадий ЛЕОНОВ